Эолова арфа от Бернардацци в Пятигорске - храм Яра Артемий Северин
Предисловие «На северном краю земли русской, где река Нева катит свои суровые воды, стоит Храм. Золотые кресты Храма пронизывают петербургское небо, одевая на себя то необыкновенно чистую голубизну, то тяжелые серые тучи, то белоснежные и легкие, словно пуховые, облака. Чудесен этот Храм и известен по всей земле - Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Храм, построенный волею основателя города русского царя Петра Первого, имеет богатую историю, несколько строк которой связывают северную столицу и Кавказ. В 1822 году двое участников строительства Исаакиевского собора Джузеппе (1788-1840) и Джованни (1782-1842) Бернардацци, уроженцы города Лугано (итальянская часть Швейцарии), потомственные зодчие подпишут документ: "1822 года августа 21 дня мы, нижеподписавшиеся архитекторы Иван и Иосиф Бернардацци, дали сие обязательство в медицинском департаменте Министерства внутренних дел в том, что мы обязуемся ехать на Кавказ, где минеральные воды, и производить постройку по планам и по фасадам бань и прочих к ним принадлежащих зданий...".» Меня давно привлекало данное строение, буквально манило и притягивало. Вероятно, как и многих других людей, которые приходят, чтобы побыть в этом достаточно чарующем месте. Но мне оказалось мало того, что меня просто тянет побыть там. Я иногда доверяю своему чутью и всего лишь, как кажется многим, на основании этого чутья я стал исследовать Эолову арфу. Произошло это в 2008 году, и конечно, сподвигли меня на такое исследования работы Валерия Алексеевича Чудинова. И хотя строению еще нет 200 лет, я решился рассмотреть в том, что привычно, хоть и красиво, то, чего, вроде быть не должно. И это дало свой итог, что может дать еще один ключик пониманию прошлой действительности, имевшей место быть. Но сначала некоторые данные по этому строению (рис. 1).
Рис. 1 Мой снимок «Эоловой арфы», август 2012 г.
Из книги С.В. Боглачева «Архитектура старого Пятигорска»: Мелодия Эоловой Арфы На скале севернее Академической галереи, на самом краю обрыва, подобно бельведеру высокой башни-маяка, продуваемой всеми ветрами, одиноко белеет известная всем пятигорчанам беседка Эола. Это сооружение давно уже стало своеобразной эмблемой пятигорского курорта. До 1810 г. на месте павильона Эола находился наблюдательный военный пост, а весной 1829 г. была устроена ровная площадка со скамейками, к которой шла зигзагом дорожка от Китайской беседки и Михайловского источника. Отсюда посетители любовались живописными видами. Летом 1829 г. Командующий войсками на Кавказской линии генерал Г. А. Емануель, осматривая новый парк (ныне -Емануелевский) в «английском» стиле, разбитый у Михайловского и Елизаветинского источников, предложил возвести на трех вершинах парка павильоны, чтобы «удобнее и на большом расстоянии наслаждаться прекрасными видами». Названия этих павильонов - Эола, Эскулапа и Эриванского (в честь фельдмаршала Паскевича-Эриванского), по странной прихоти, начинались с одной буквы. Название павильона именем повелителя ветров Эола возникло оттого, что место для него почти всегда продувалось ветрами. В начале 1830 г. архитектор Джузеппе Бернардацци сделал проект «Греческой беседки Эола» в модном тогда стиле античных храмов. Его прообразом стал павильон «Храм Эола» знаменитого английского архитектора В. Чемберса, построенный в парке Кью под Лондоном (рис. 2). Этот зодчий-романтик, хорошо известный и в России, смело сочетал в своих пейзажных парках «очарованные» гроты, водопады и сооружения в китайском и греческом стилях.
Рис. 2 Пейзажный парк в Кью. Арх. У. Чеймберс (1726-1796). Храм Эола . 1760—63 г.
Весной 1830 г. генерал Емануель утвердил проект беседки Эола, однако ее постройка задержалась из-за перевода окружного правления из Георгиевска в новый город Пятигорск, а затем страшной эпидемии персидской холеры. Павильон Эола представлял собой небольшой восьмиколонный моноптер дорического ордера, с решетчатой оградой, перилами и лавками между колонн. Определяя размеры павильона, зодчий Бернардацци взял в качестве модуля ширину одного триглифа на дорическом фризе. Классическая колонна толщиной в 2 модуля имела 12 модулей в высоту. Сооружение беседки под надзором зодчего Джованни Бернардацци началось весной 1831 г. Работали солдаты строительной роты и вольные мастера. Для цоколя и колонн беседки использовали машукский известняк, а для антаблемента и купола - оштукатуренный дубовый каркас и листовое железо. В центре беседки собирались постановить на пьедестале статую Эола. Но главный доктор Вод Ф. П. Конради предложил вместо нее установить оригинальный музыкальный инструмент - эолову арфу, широко распространенную в Европе. Модные арфы уже появились в Петербурге и в Москве. Страстный любитель музыки, доктор Конради убеждал, что «чарующие небесные звуки» будут благотворно влиять на душевное состояние посетителей Вод. «Эолова арфа Материал из Википедии — свободной энциклопедии Эо́лова арфа (итал. arpa eolica, arpa d'Eolo; нем. Äolsharfe; англ. aeolian harp), также возду́шная а́рфа (нем. Windharfe, Geisterharfe, букв. «арфа ду́хов»; англ. windharp) — струнный эолофон, инструмент типа цитры, звучащий благодаря колеблющему струны ветру. Названа в честь Эола, мифического повелителя ветров.» и «Эолова Арфа в Пятигорске На возвышенной точке восточной оконечности отрога горы Машук по проекту архитекторов братьев Бернардацци в начале 30-х гг. XIX века была сооружена круглая беседка с колоннами. В каменный пол был вмонтирован деревянный футляр с двумя арфами, флюгер на куполе беседки, поворачиваясь под действием ветра, приводил в движение устройство, касавшееся струн, - раздавались мелодичные звуки. Потому-то беседка и получила название "Эолова арфа" (Эол - бог ветра). Беседка упоминается в повести М. Ю. Лермонтова "Княжна Мери": "На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльбрус".» Емануель одобрил это предложение и распорядился заказать удивительный инструмент. Уличная эолова арфа состояла из пары простых эоловых арф, заключенных в круглый дощатый корпус с особым крылом, которое поворачивало арфы под определенным углом к ветру. Воздушные струи, проникающие через узкие щели в корпусах арф, вызывали колебания жильных струн разной толщины, издающих различные обертоны. В зависимости от силы ветра, звучание арфы менялось от тихого до громкого. Кроме того, павильон обладал хорошей акустикой.
На главке купола находился металлический флюгер, который имел указательную стрелку, выведенную внутрь купола, где на плафоне была изображена «роза ветров» с их названиями на французском языке. Павильон с эоловой арфой был завершен летом 1831 г. Над притихшим Пятигорском, среди эпидемии холеры и тревог Кавказской войны, впервые поплыли печальные звуки эоловых арф. Беседка «Эолова арфа» стала последним сооружением, построенным при генерале Емануеле. Она завершила «золотой» период благоустройства Горячих Вод. Инструмент «эолова арфа» устанавливался в беседке в начале сезона, а по окончании его демонтировался для хранения. Спустя годы инструмент расстроился настолько, что посетители иронично стали называть его «эоловой арбой». За 30 лет арфа несколько раз исправлялась и настраивалась, а при передаче имущества Вод в аренду (контрагентство) в 1861 г. она была окончательно списана. Примерно через каждые 20 лет проводились крупные ремонты беседки, которые упрощали и изменяли ее первоначальный облик. К концу XIX века исчезли пьедестал под арфу, лепнина с фриза, стрелка и рисунок на плафоне, изменилась деревянная балюстрада, форма купола и главки (рис. 3). В 1890-х годах на куполе беседки в летнее время устанавливалась звучащая эолова арфа упрощенной конструкции. С самого начала беседка была любимым местом для посетителей Вод, она описана в романах, действие которых происходит в Пятигорске. Ее эоловой арфе были посвящены десятки стихотворений.
Рис. 3 Худ. М. Зичи, 1881 г., Институт литературы, Ленинград
Во время Гражданской войны 1918–1920 гг. беседка была наблюдательным пунктом обеих враждующих сторон. Отсюда посредством оптических приборов хорошо просматривались дальние подступы к городу. Тогда же беседка лишилась деревянной балюстрады. Капитальный ремонт павильона состоялся лишь в начале 1950-х годов, когда ее фриз был украшен триглифами, была сделана балюстрада, обновлен купол и главка с флюгером. Беседка была признана как одно из лермонтовских мест, о чем сообщает мемориальная доска 1965 года на ее цоколе. С начала 1950-х годов модель беседки «Эолова арфа» и действующая модель колонки с эоловой арфой экспонировались на пятигорской Курортной выставке. В книге отзывов можно прочесть многочисленные пожелания посетителей – восстановить в каменной беседке колонку арфы, как это было в старину. К 1 мая 1972 г. на куполе беседки было установлено уникальное электромеханическое музыкальное устройство, управляемое ветром, – электронная «эолова арфа» (авторы – настройщик Л.Н. Роганов, инженеры Б.Н. Бурый и С.А. Козырев), которая звучала на протяжении почти 20 лет. Последний капитальный ремонт беседки (по проекту В.В. Маркова и А.С. Кихеля) был сделан в 1993–1994 гг., когда была произведена полная замена старой деревянной конструкции купола, созданной в 1831 г., и частичная замена каменных фрагментов. В сентябре 2009 г. в беседке установлена очередная электронная, тихая «Эолова арфа» (рис. 4).
Рис. 4 Эолова арфа после 2009 года (установлена подсветка и электрон. Музыка)
Исследование 2008 года
Сначала я сам непосредственно отправился к Эоловой арфе, чтобы сделать снимки. Я живу в самом Пятигорске с рождения, так что для меня не составляло никаких трудностей или затрат, чтобы добраться до места — как турист, пешочком, с пользой для здоровья, город-то, вообще, маленький. Уже находясь на месте я начал видеть то, что хочу снять. Дело было в первой половине дня, когда солнце еще не попадало в тем места, которые я отснял. Если бы попадало — то из-за прямого света было бы очень плохо различимо есть ли что-нибудь искомое на камне или нет. Итак, первый снимок, с которого я начал разбор уже дома, был снимок левой стенки входа в Эолову арфу (рис. 5).
Рис. 5 Левая стенка входа в Эолову арфу Я помню замечания Валерия Алексеевича к тем, кто присылал ему свои работы, но в исследовании 2008 года я оставил все, как я сделал тогда, но сложив сейчас снимки, как это наиболее удобно для рассмотрения. Правда рамочками я тогда не выделял нужные мне части, а сейчас уже попасть точно туда, откуда вырезал части трудно будет, но оно почти и так видно — откуда что. Тем более, те снимки из которых я вырезал тогда, в большинстве не сохранились — много раз с тех пор погибал мой компьютер, не без моей помощи, так я постигал устройство и работу компьютера. Сохранилось, точно не помню все случаи, благодаря друзьям, которым я передавал показать то, что нашел и флешке. В свою очередь в исследовании 2013 года я сделал уже так, как делает профессор — так и правда лучше, конечно, возни при этом больше, но нагляднее и того стоит. Выделив первую часть изображения левой стенки входа, на которой я уже начал видеть что-то в живую, увеличив контраст и сделав еще один образец ее, который обратил в цвете, чтобы лучше рассмотреть, я прочитал на ней первую надпись (рис. 6).
Рис. 6 Мое чтение надписи на первом выделенном образце
Так как это была первая прочитанная надпись мной, вообще, я сам себе не очень доверяя написал: да? Надпись же гласит ХРАМ ЯРА, причем написана она крест накрест через руну Р. Затем, вырезав оттуда же еще образец, сделав с ним то же, что и с предыдущим, что я повторял и в дальнейшем со всеми выделенными образцами я прочитал еще одну надпись. Здесь, правда я не делал усиления контраста (рис. 7).
Рис. 7 Мое чтение на втором образце
Надпись по содержанию не изменилась — ХРАМ ЯРА, только она теперь написана в привычную строчку. На третьем образце было уже что-то отличимое, но не по содержанию (рис. 8).
Рис. 8 Мое чтение на третьем образце
Надпись та же — ХРАМ ЯРА, но исполнена она необычно. Кроме того, что она написана вкруговую, да еще и руна М в слове ХРАМ выполнена из слова ЯРА, то есть надпись ЯРА повторена здесь дважды . Единственно, что сейчас я вижу, что руну Р в слове ХРАМ я тогда, похоже, выделил неверно, она рядом с руной Х, как я сейчас это вижу и надпись выглядит достаточно стройно. Далее я перешел к рассмотрению правой стенки входа в Эолову арфу (рис. 9).
Рис. 9 Правая стенка входа в Эолову арфу
Из снимка правой стенки входа я выделил два образца для исследования. Я с ним достаточно долго возился, но уже чуть натасканный мой взор выделил в этом снимке не менее необычные надписи, по исполнению, но не по содержанию (рис. 10).
Рис. 10 Мое чтение надписи на четвертом образце
Первая из двух надписей с правой стенки входа необычна тем, что она оказалась неожиданно мелкой. Надпись та же — ХРАМ ЯРА. Обе надписи рядом друг с другом, но я все равно их вырезал отдельно, чтобы удобнее было рассмотреть (рис .11).
Рис. 11 Мое чтение надписей на пятом образце
Содержание надписи — ХРАМ ЯРА, остается неизменным, но теперь надпись как бы встроена в естественную трещину камня правой стенки входа. Когда я более менее удовлетворительно для себя, на то время, исследовал стенки входа, точнее их передние части, я перешел к исследованию камня в кладке основания строения, который находится с левой стороны Эоловой арфы (рис. 12).
Рис. 12 Камень из кладки в основании строения
На камне уже имеются современные надписи, как впрочем и по всему строению. Народ, что ее посещает, далеко не всегда, к сожалению, обладает высоким уровнем понимания того, что такое памятники и почему к ним нужно относиться бережно. Так, что на Эоловой арфе, особенно на колоннах, можно найти множество надписей, чаще маркером, но кое-где, это чаще на полу — нацарапанных чем-то твердым. Гласят они как обычно, примерно: Здесь был Вася, Мага или еще кто из такого города или такой-то республики. Из-за этого Эолову арфу начали красить. Но в 2008 году еще не было столь повального наступления разрушителей памятников, тогда еще не красили. Тем не менее, на этом камне кладки уже можно прочитать, что чем-то черным и тонким написано: АНЯ, причем именно так подчеркнуто — кто захочет, увидит. Далее, на камне я вижу то, на что в 2008 году не обращал внимания — в правой части камня, вроде, как выбоина. Но выглядит она примечательно, возможно это лик. Чей, сказать не могу, опыта не достает. Похоже на бородатую голову с впалыми глазницами и носом. Глазницы с носом образуют нечто похожее на ЯR, причем руны слиты на одной оси носа-переносицы, но тут я совсем не уверен. Я, в 2008 году, сначала выделил первый образец для исследования из снимка этого камня (рис. 13).
Рис. 13 Мое чтение надписей на шестом образце
Надпись выглядит здесь привычной строчкой, содержание не меняется - ХРАМ ЯРА. Но вот, что следует из второй надписи с этого камня (рис. 14).
Рис. 14 Мое чтение надписей на восьмом образце
Эта надпись поменяла порядок слов того же содержания — ЯРА ХРАМ и написана она в столбик. Но и это еще не все — обе надписи написаны крест-накрест, как уже было ранее, только теперь горизонтальная надпись проходит через два слова вертикальной надписи. Еще теперь горизонтальное слово ХРАМ имеет общую руну Р с вертикальным словом ЯРА и общую руну А с вертикальным же словом ХРАМ. Если я читаю верно, то изобретательности тех, кто писал можно только удивляться, такое разнообразие в построении надписей. Конечно, все может быть ошибочным. Но вот, из исследования 2008 года осталась одна колонна (рис. 15).
Рис. 15 Колонна слева от входа первая
Я так же как и везде до того выделил из ее снимка образец и исследовал его (рис. 16).
Рис. 16 Мое чтение надписей на восьмом образце
Надпись на колонне меня порадовала, так как она выглядит хоть и коряво, но достаточно явно, что дает надежду, что я все же читаю, а не придумываю. Надпись та же — ХРАМ ЯРА. Более того, прямо сейчас, при написании этой статьи я вижу повторение надпись ЯРА, которое идет сразу же за первым словом, если я не ошибаюсь. Настройка зрения при постоянной возне со снимками и картинками происходит, так как постоянно всматриваюсь, а до этого вчера изучал еще другие надписи. Если кто хочет заняться микроэпиграфикой — просто не поленитесь и начнет получаться, особенно то, что не сильно запрятано. Выглядит же прочитанная в 2008 году надпись на колонне хоть и достаточно явно, но так, как будто там все естественно, природно.
Исследование 2013 года
Сначала, прежде чем приступить к написанию статьи, я связался с Валерием Алексеевичем и показал ему свои старые исследования. Он обещал на них взглянуть пристальней позже, так как у него конференции и времени мало, а я не единственный, кто к нему с такой просьбой обращается. Валерий Алексеевич предложил мне сделать рукописный материал и выслать ему. Я сказал, что подожду пока он освободится, а сам тем временем начал углубляться в изучение нужного мне памятника, чтобы быть готовым к написанию статьи. И когда я углубился, выяснилось, что нужно статью уже писать и высылать Валерию Алексеевичу. Мне повезло, я встретился в архитектором, который реконструировал памятник в 1993-94 годах — Алексеем Семеновичем Кихелем. За реконструкцию благодарность ему и работавшему с ним тогда, но ныне уже ушедшему В.В. Маркову. Алексей Семенович подсказал, что есть книга, С.В. Боглачева «Архитектура старого Пятигорска», главу из которой я и привел. А книга была издана нашим местным и очень хорошим пятигорским издательством «Снег», с которым у меня есть связи. Это оказалось для исследования бесценным. От издательства я получил «Планъ Горячеводска, ныне составляющаго часть города Пятигорска, при Кавказскихъ Минеральныхъ водахъ, составленный А.J.Б. для путеводства Господъ посещающихъ сии воды.» в очень высоком цифровом разрешении (рис. 17).
Рис. 17 План Горячеводска 1832 г. Дж. Бернардацци
Из этого плана я выделил образец с зарисовкой самого Джованни Бернардацци, созданной им вместе со своим братом беседки Эола (рис. 18).
Рис. 18 Мое чтение надписей с рисунка Бернардацци
Здесь я уже выделял рамочками и выделил три части из рисунка. Когда я еще не разобрался, я уже видел, что облака не просто облака. Только мне сначала казалось, что в первой выделенной части первой руной идет М, но никак ничего из этого не складывалось. Более того, по самому рисунку, видно, что края плана Горячеводска слева, справа и сверху обрезаны, так как, я полагаю, что на подлиннике они обветшали и отсутствие краев вызвало у меня сомнение в чтении. Исследуя рисунок далее, я обнаружил, что там, где я видел руну М идут две руны Х и Р, Х при этом чуть обрезана, но дальнейшее развитие чтения, по-моему, подтверждает, что это именно Х. Итого, получается первое слово — ХРАМ. Правее я выделил еще одну часть, так как видел в ней надпись, но здесь ее я обратил в цвете, так надпись стала ярче и виднее — ЯРА. Внутри первой части я выделил третью часть, увеличил ее контраст и размер. Там, правда, очень сомнительно выглядящая, но уже примелькавшимся способом написания крест-накрест надпись ХРАМ ЯРА. Причем, слово ЯРА выполнено светлым, а ХРАМ темным. И при перекрещивании, темная руна Р накладывается на светлую руну Р. Руна М и светло и темно исполнена. Вся надпись достаточно мелкая, нечеткая, что и вызывает мое сомнение, что это надпись.
Обсуждение
В данной части этого исследования я могу пока что заключить, что надписи на самом строении подтверждаются надписями на рисунке Эоловой арфы Джованни Бернардацци. И надписи говорят, что это не что иное, а именно ХРАМ ЯРА, русского ведического Бога. Остальное — верно я увидел или нет, я отдаю на суд Валерию Алексеевичу. Теперь же, пусть пока и не проверено Чудиновым В.А., я сделаю предположение. Отказаться от него не долго — если исследование не соответствует действительности я его просто отброшу, будет полезно как опыт. Итак предположение. Братья Бернардацци, потомственные архитекторы-строители были этрусками. Я такое предположение делаю из того, что они прибыли из итальянской части Швейцарии, а Италия была в Этрурии, а так же, что город из которого они прибыли назывался Лугано — явно славянское объитальяненое название, вроде Милано — у славян до сих пор пользуется спросом имя Милан. А в свою очередь, подобно Лугано есть названия Лугань, Луганск. Трудно сейчас сказать, принадлежали ли Бернардацци к какому-нибудь храму, а строителями были те, кто принадлежал храмам Рода, по исследованиям В.А.Чудинова, но надписей «мастерская» хоть кого-то я либо по не опытности, либо из-за их отсутствия не нашел. Я вышлю Валерию Алексеевичу еще много снимков 2012 года, где я с многих сторон отснял Эолову арфу — храм Яра. Может, он прояснит. Трудно так же сейчас выяснить, насколько глубоки Бернардацци были в понимании русского ведичества. Но как архитекторы дело свое знали крепко, иначе бы не попали на строительство Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Так что неплохо было бы и этот собор исследовать, особенно тем, кто к нему поближе. Но это попутное замечание, а то, что Бернардацци изначально ставили не беседку, а храм — выходит из их начального замысла. Ведь изначально в центре храма должна была стоять статуя, якобы Эола. Это сейчас уже проверить невозможно — если б была статуя ее можно было бы исследовать. Но, получается их замысел поломал любитель музыки Конради, может поэтому и нет более уточняющих надписей на храме о его изготовителях. Ведь это именно храм в любом случае — Эола или Яра. Далее могу заметить, что хоть образ, вроде как и взят с храма Эола архитектора Чеймберса, но выглядит он более сложным и продуманным. И более мощным. Кроме того, Бернардацци из того, что я вижу, очень хорошо знали каноны построения храмов русских богов. Я так же предполагаю, что так как это по замыслу был храм, то там не должно было быть никаких балюстрад с перилами и лавочками, может, только балюстрады, может и вовсе без них. Музыки там изначально не предполагалось, только статуя — что вокруг нее рассиживать? Это проверить трудно, по меньшей мере у меня нет данных опровергающих, либо утверждающих данные положения. Но можно провести сравнительное сопоставление храмов по их строению, чтобы увидеть, насколько Бернардацци понимали, что делают. Для этого я воспользуюсь рисунком из работы В.А. Чудинова по сакральной топографии Москвы (рис. 19).
Вот небольшая выдержка из статьи В.А. Чудинова: «Я решил показать в несколько увеличенном виде ведические храмы Московского Кремля. Их всего шесть. Я начинаю с храма Яра, представляющего собой кирпичное здание красного цвета с зеленовато-голубоватой крышей. Интересно, что оно представляет собой центральную башню с шатровым навершием, восьмигранную в плане, к которой пристроено четыре полукруглых одноэтажных башни с низкими куполами. На центральной башне имеется прикреплённый к шару четырёхконечный крест. Храм Яра Мары также представляет собой круглую кирпичную башню, но с низким куполом и без креста. Сзади к ней пристроены одноэтажные полукруглые башни, спереди - двухэтажная полукруглая башня, к которой прилепилась крохотная полукруглая же входная башенка. Похожую конструкцию имеет и храм Яра Рода, однако вместо маленькой входной пристройки у него имеется портик, а над куполом - еще один крохотный барабан типа беседки, на котором имеется четырехконечный крест на шаре.» Я выделил жирным шрифтом то, что сразу же бросается в глаза. Итак, на лицо видно сходство Московского храма Яра Рода и храма Яра города Пятигорска, именуемого Эоловой арфой. Причем, когда я начинал исследование, в 2008 году, я подозревал, по чутью, что это храм Рода, промахнулся отчасти в своем подозрении. Различия, конечно есть, но по всей видимости в общем канон соблюден. Да, Бернардацци не ставили крест вверху, иначе бы стало ясно, что они строят не беседку, а храм, и не какого-то там Эола, а русского ведического Бога Яра, по меньшей мере, вопросы к ним возникли бы — зачем крест? Но шар есть, сам храм выполнен в подобие того, что и в Москве, круглый, сам выглядит как то навершие в виде беседки на крыше храма Яра Рода, но при этом на своей крыше имеет тоже какую-то дополнительную часть, как бы указывающую на нечто, что там должно быть по смыслу. Лира Бернардацци выглядела чуть не так, как ту, что сделали сейчас (работа А.С. Кихеля), по проще, если посмотреть на рисунок самого Бернардацци, но что та, что эта предположительно составляет скрытый крест. Можно, может быть сказать, что не каноничен вход в храм — не с севера на юг Род-Макошь, а с запада на восток по направлению Перун (Сварог)-Велес, как в христианстве. С другой стороны, само место на скале горы не позволяет сделать по другому. Крыша храма, хоть и круглая, но все же разделена на дольки, не на восемь совсем плоских и прямых, как в храме Яра Москвы, а на шестнадцать не совсем круглых и не совсем плоских, что все равно выдает некое подобие. При этом и колонны пусть и стоят на круглом основании, и под круглой крышей, могут зрительно составить восьмигранник, как и в храме Яра Москвы. Значит, я так полагаю, что это больше храм Яра, чем Яра Рода, что и обозначено надписями, при этом черта различения тут очень расплывчата. Что еще можно добавить, это уже пойдет как некое утверждение, что это храм Яра каким-то труднообъяснимым способом, если привычными мерками смотреть. Я пишу сейчас о солнечных или, если кому-то понятнее — солярных знаках на дорическом фризе перекрытия. Их не было в рисунке Бернардацци, у Бернардацци были лишь триглифы, часто чередуемые. Я не знаю, что за провидение вынудило гения В.В. Маркова сделать солнечные знаки на фризе уменьшив количество триглифов, но теперь они выглядят как молчаливое утверждение — это храм Яра. Осталось только статую поставить...
Вывод
Теперь из заключения, что я сделал в обсуждении, я могу сделать вывод такой. Мы очень плохо знаем то, что находится рядом с нами, у нас под ногами. Мы совсем плохо знаем не то, что древнюю историю, но и то, что было около 200-т лет назад. И исследование, в том числе микроэпиграфическое, а вместе с ним и сравнительное, дают возможность приоткрыть тайну действительности, которая скрыта от нас по тем или иным причинам. Нужно просто иногда присмотреться к тому, что рядом, а не искать страны Востока в поисках чудес, и уж тем более Запада в современном понимании. И тогда могут сойтись воедино и Восток, и Запад, и Юг, и Север.
Литература:
1. Любовь Трайдук «АРХИТЕКТОРЫ БЕРНАРДАЦЦИ: Петербург — Пятигорье»: http://temnyjles.narod.ru/Bernar.htm
2. Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%EE%EB%EE%E2%E0_%E0%F0%F4%E0 3. Пятигорск РФ: http://www.pyatigorsk-rf.ru/aeolian_harp.php 4. Боглачев С.В. «Архитектура старого Пятигорска» - Пятигорск, Изд. «Снег», 2007. - 430-433 с. 5. Планъ Горячеводска, ныне составляющаго часть города Пятигорска, при Кавказскихъ Минеральныхъ водахъ, составленный А.J.Б. для путеводства Господъ посещающихъ сии воды. (А - архитектор J — Джованни Б - Бернардацци, 1832 год — предположение Чумакова Н.Ю.) — Пятигорск, Изд. «Снег». 6. Видео «Эолова арфа - достопримечательность Пятигорска»: http://vk.com/search?c[q]=%D0%AD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%B0%D1%80%D1%84%D0%B0%20-%20%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%9F%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0&c[section]=video Вкотакте 7. Снимки Эоловой арфы — Чумаков Н.Ю., а так же Яндекс по запросам. 8. Снимок Храма Эола в парке Кью: http://www.artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=21550&cat_ob_no=21479 9. Чудинов В.А. «Сакральная топография Москвы»: http://chudinov.ru/topografiya
Статья подготовлена и написана Чумаковым Н.Ю. (рабочее имя - Артемий Северин) 30-31.03.2013