Надписи на пластинах доспехов.
Изображение деталей воинского снаряжения скифов я заимствовал из
статьи Е.И. Савченко (САВ). В предисловии к своей большой статье
(которая могла бы быть издана как отдельная книга), он пишет: «Могильники
скифского времени на территории Среднего Подонья составляют заметную
страницу в археологической науке. Возросший еще в конце XIX века интерес
к этим погребальным памятникам не пропадает и до сих пор». И далее
он рассматривает самые разные предметы вооружения и воинского
снаряжения. Меня более всего вначале заинтересовали панцирные пластины
(САВ:216, рис. 22-1-2), которые были найдены в кургане № 23 из серии
частых курганов и которые, как мне показалось, несут надписи. Рис. 1. Панцирные пластины скифов по Е.И. Савченко У
исследователя Савченко они изображены вертикально, я их расположил
горизонтально, чтобы иметь возможность читать надписи. Кроме того, я дал
и негативное изображение (обращение в цвете), рис. 2 и рис. 3. Каждый
фрагмент, на котором могла быть размещена надпись, я пометил буквой
русского алфавита. К сожалению, надписи в прямом и обращенном цвете
здесь менее чёткие, чем в моей предыдущей статье (ЧУД 2011), но всё же
читаемые. Правда, для чтения пришлось применить весь свой опыт, а сами
чтения продвигались очень медленно. Тем не менее, чтение удалось. Рис. 2. Моё чтение надписей на первой группе пластин
Моё чтение надписей на группе из трёх пластин.
Вначале я читаю надписи в прямом цвете а-б и в обращенном цвете в-д. Они гласят: С ДОНА МЫ, ЯРА СКИФЫ. Таковы надписи из 5 слов на верхней пластине. На средней пластине читаются надписи в прямом цвете: з, и, к: НА СКИФСКОЙ РУСИ – МАСКИ ВОИНСКИ. ЛИК СКОТИФИИ И ТАВРОСКИФИИ. Последнее слово скорее угадывается, чем читается в силу очень мелких букв. В обращённом цвете читаются надписи г, е и ж: СКИФЫ, ЯРОВА РУСЬ.
Таким образом, наиболее длинные надписи, из 12 слов, читаются на
средней пластине. На нижней пластине в прямом цвете читаются фрагменты
л, м, н, о, на которых написано: ЛИТЫ ПЛАСТИНЫ ОТ СКИФА. Наконец, в обращенном цвете на фрагментах п-р можно прочитать слова: ТО ЯРА ХРАМ. СКИФИИ ХРАМ И СКОТИИ. Так что на нижней пластине читается 11 слов. Всего же группа из трёх пластин содержит надпись из 28 слов. Рис. 3. Моё чтение надписей на группе из двух пластин
Моё чтение надписей на группе из двух пластин.
Теперь рассмотрим надписи на группе их двух пластин. Начинаем с верхней пластины. Надпись а: ХРАМ ЯРА – ТО РУСЬ ЯРА. Надпись б: МИМ ЯРА. Надпись в: МИР РУСИ ЯРА. Надпись г: СКОТИСКИФИЯ. Надпись д: МИРА ЯРА СКОТИЯ. Надпись е: РОСИЯ РУСЬ. Надпись ж: РУСИ СКОТОСИКФЫ (опечатка: должно быть СКОТОСКИФЫ). Таковы надписи верхней пластины, содержащие 18 слов. Переходим к нижней пластине. Надпись з: ХРАМ ЯРА. ЯРА РУСЬ, А ЦАРИСКИА, ЦАРИСКИЯ. Надпись и: СКИФЫ. Надпись к: НЕ ТЕ ТУР ЯРА СКИФЫ. Надпись л: ЯКО. Надпись м; ТАВРОСКИФЫ, А. Надпись н: КРОТКИЯ И. Надпись о: СКОРЫЯ. Надпись п: РУСИ ЯРА ГЕРОИ СКИФЫ. Надпись р: АЗИИ. Итого 23 слова. А всего на двух пластинах отлито 41 слово.
Обсуждение.
Хотя рассмотрено всего 5 пластин, однако они могли сказать весьма
много о скифской письменности. Прежде всего, на пластинах имеются
надписи, которые читаются как в прямом, так и в обращённом цвете. При
этом надписи в прямом цвете создают контур для залитых букв надписей в
обращённом цвете, что требует предварительной работы по составлению
эскизов и дальнейшему перенесению их в форму для литья. Поскольку на
каждой из пластин не повторяются ни слова, ни общий рисунок надписи,
можно сделать вывод, что каждая пластина является уникальным творением
дизайнера, который продумывал рисунок надписи, и литейщика. Что
касается стиля надписей, то он самый сложный. Там, где надписи читаются
как в прямом, так и в обращенном цвете, мы имеем дело с одной сплошной
лигатурой наложения друга на друга негативных и позитивных изображений.
Там же, где имеется одна сплошная лигатура надписей только в обращённом
цвете (нижняя пластина группы из двух пластин), сплошная лигатура
образует сплошной орнаментальный узор, который мало похож на вид
привычных текстов. Так что хотя перед нами обычные руны Рода, но они
читаются с очень большим трудом. Понятно, почему исследователи не
поняли, что перед ними находятся надписи. Да и для меня они стали
читаемыми только потому, что за моими плечами оказался большой
эпиграфический опыт. Выявленный на металле текст гласит: С ДОНА МЫ, ЯРА СКИФЫ. НА СКИФСКОЙ РУСИ – МАСКИ ВОИНСКИ. ЛИК СКОТИФИИ И ТАВРОСКИФИИ. СКИФЫ, ЯРОВА РУСЬ. ЛИТЫ ПЛАСТИНЫ ОТ СКИФА. ТО ЯРА ХРАМ. СКИФИИ ХРАМ И СКОТИИ. ХРАМ ЯРА – ТО РУСЬ ЯРА. МИМ ЯРА. МИР РУСИ ЯРА. СКОТИСКИФИЯ. ХРАМ ЯРА. ЯРА РУСЬ, А ЦАРИСКИА, ЦАРИСКИЯ СКИФЫ. НЕ ТЕ ТУР ЯРА СКИФЫ ЯКО ТАВРОСКИФЫ, А КРОТКИЯ И СКОРЫЯ РУСИ ЯРА ГЕРОИ СКИФЫ АЗИИ. Здесь
имеется ряд отличий от современного русского языка. Так, слово МАСКИ
сочетается с кратким прилагательным ВОИНСКИ (а современном РЯ должно
быть полное прилагательное (ВОИНСКИЕ). Современное слово ЦАРСКИЕ пишется
у них через букву И в середине, что должно означать мягкость
предыдущего звука Р: ЦАРЬСКИЯ. На самом деле многие слова еще в начале
ХХ века произносились с мягким РЬ, например, ВЕРЬХ, ПЕРЬВЫЙ, ЧЕТВЕРЬГ,
ЦЕРЬКВА. Обращает на себя внимание то, что автор надписи колебался между
написаниями ЦАРИСКИА и ЦАРИСКИЯ. И это правильно, поскольку последний
слог является безударным, и произносится ли он с ЙОТОМ перед А, или без
него, сказать трудно. Так что слово ЦАРЬСКИА оказывается быстрым
повседневным произношением. Окончание Я у прилагательных во
множественном числе является характерным для древнего состояния русского
языка. Любопытно, что тут мы видим союз И, а не ТА. Впрочем, даже в
современном русском языке наряду с союзом И употребляется союз ДА. Так
что противоречия тут нет. Что касается названия страны, то в
данном тексте имеется противопоставлении ТАВРОСКИФИИ и СКОТОСКИФИИ.
Вероятно, это две половинки (хотя и неравные) самой Скифии. Понятно, что
Тавроскифия – это название современного Крымского полуострова и
прилегающей территории. А Скотоскифия – это более восточная территория,
то есть Скифия Азии, как и было пояснено. Что же касается слова ТАВРО
(по-гречески БЫЧЬЯ), то оно, как поясняет данная надпись, образовалось
из слов ТУР ЯРА. По-русски слово ТУР как раз и означает БЫК. Возможно,
что соединение слов ТУР ЯРА создало слово ТУРАРА, а затем – ТУАРА и
ТАУРО (путем метатезы). Теперь выясняется, что жители Дона как
раз и являлись Царскими скифами. Заметим, что они могли отливать
пластины для доспехов, иными словами, это были оседлые жители, несмотря
на занятие скотоводством. Вероятно, у них были и города. Вот что можно прочитать из монографии (ВЕЛ): «Скифы,
пришедшие в Поднепровье за 1500 лет до н.э. и, согласно нашему
предположению, занимавшиеся в основном торговлей, со временем умножились
так, что не могли прокормиться только этим делом. Пришлось им заняться и
производством продукции, что со временем стало основным. Потомки
Арпоксая —катиары, медленно передвигавшиеся на арбах, запряженных быками
и перегонявшие стада коров, занялись кочевым скотоводством. Потомки
Липоксая осели вдоль главных водных торговых путей Борисфена и Гипаниса
также стали производителями товаров, которыми торговали с греками через
Ольвию. Потомки Колоксая — паралаты, почитавшие себя царским родом,
стали воинами и обложили прочих данью. В таком качестве
застал скифов «отец истории» Геродот, посетивший и описавший их страну в
V веке до н.э. В его время скифы, хотя и занимались торговлей с греками
через их Черноморские города-колонии, но это уже не было их основным
занятием. Геродот говорит о четырех скифских племенах: номадах —
скотоводах-кочевниках (обитавших в степях между Днепром и Ингулом);
Георгиях —о седлых скотоводах (живших вдоль Борисфена); пахарях —
сеявших хлеб не для собственного потребления, а на продажу (обитавших в
Побужье); и царских скифах — наиболее воинственных (обитавших между
Днепром и Северским Донцом и в степном Крыму), считавших всех прочих
своими подданными. Сведения Геродота об их размещении, быте и нравах
приводятся ниже. Скифы-пахари обитали в Побужье, между
ализонами и неврами /17/. В области их совместного с ализонами обитания
расположены некие «Священные пути» /52/. Возможно, это были торговые
пути катиаров, с которыми совпадает старый путь в Галицию через Брацлав.
О скифах-георгиях1 говорится, что они обитают по
берегам Борисфена, «на расстоянии десяти дней плавания» /53/. На
юго-западе их владения доходят до Гипаниса: «Там, где Борисфен течет
недалеко от моря, с ним сливается Гипанис, впадая в одну и ту же заводь.
Находящаяся между этими реками клинообразная полоса земли называется
мысом Гипполая. На нем воздвигнут храм Деметры» /53/. Эта
картина подтверждается в /18/, но говорится, что земля скифов-георгиев
простирается на одиннадцать дней плавания по Борисфену. Разночтение в
днях плавания, указанных в /18/ и /53/, может означать, что борисфениты
занимали также землю, протяженностью в один день плавания, от мыса
Гипполая вниз по Борисфену-Гипанису, и на это указывает фраза: «Напротив
храма у Гипаниса обитают борисфениты». Десять дней плавания (360 км) по
намеченной трассе Борисфена вверх от места его слияния с Южным Бугом
приводит в район Киева, где и обнаружены самые северные скифские
городища. Скифы-кочевники обитали в степной области
восточнее Гилей, гранича с царскими скифами по реке Герр, а ниже по
Гипакирису /19/ и /55/. Царские скифы занимали всю
восточную часть «скифского квадрата». На их территории между Днепром,
Сулой, Сеймом и Остром, как было определено ранее, располагалась также
земля Герр, где находились могилы царей скифских». Рис. 4. Более точная карта расселения скифов по современным данным А Рыбаков отмечает следующее: «С
царскими скифами отождествляют степную археологическую группу.
Подтверждая Геродота, писавшего об отсутствии городов и укреплений у
скифов, археологи отмечают, что «единственными памятниками кочевых
скифов являются курганы. Каменское городище возникло, очевидно, уже в
послегеродотовское время» (РЫБ:117). Невольно возникает
вопрос: а где же отливали из стали пластины для доспехов? Неужто в
степи, без дров и мехов, в походной кузнице? Так что «подтверждение» со
стороны археологов не столько убеждает в правдивости Геродота, сколько
заставляется в ней усомниться. Недаром Андрей Лызлов в конце XVII века
писал: «Сии вси скифийские народы бяху потаени и незнаеми греком и латинником», то есть, «Все эти скифские народы были тайной и незнакомы грекам и латинянам» (ЛЫЗ:165, ч. 1). Так что, возможно, перед нами – один из примеров «Баснописания Геродотова».
Заключение.
Как ни странно, но скифский язык и скифскую историю мы пока знаем
мало. Однако методичное изучение и того и другого постепенно принесёт
свои плоды.
Литература
ВЕЛ: Великая Скифия. Копирайт 2005-2011. Глава 2, раздел «Четыре племени скифов». Сайт http://www.istorya.ru/book/skifia/08.php ЛЫЗ: Лызлов Андрей.
Скифская история. Ответственный редактор доктор исторических наук Е. В.
ЧИСТЯКОВА. Подготовка текста, комментарии и аннотированный список имен
А. П. БОГДАНОВ. ИЗД-ВО «Наука», МОСКВА 1990. Сайт
http://lib.rin.ru/doc/i/57569p11.html РЫБ: Рыбаков Борис. Геродотова Скифия. – М.:, Алгоритм, Эксмо. 2010. – 272 с. САВ: Савченко Е.И.
Вооружение и предметы снаряжения населения скифского временит на
Среднем Дону / Археология Среднего Дона в скифскую эпоху. Труды Донской
(Потуданской) археологической экспедиции ИА РАН 2001-2003 гг. – М.:2004.
– с. 151-258 ЧУД 2011: Чудинов В.А. О славянской природе скифов и готов. 18.05.2011. Сайты chudinov.ru и runitsa.ru ИСТОЧНИК
|