Опознан монастырь Макоши
О языческих монастырях нам практически ничего не известно. Статья «Монастыри» в энциклопедии В.Д. Гладкого начинается так: «МОНАСТЫРИ
– основная форма организации христианского (католического и
православного) и буддистского (ламаистского) монашества, представляющая
собой общины монахов (мужские монастыри) или монахинь (женские
монастыри). Монастырями называется также территория, на которой
находятся основные монастырские постройки. Монастырская жизнь
регламентируется уставом» (ГЛА, с. 390). Как видим, о языческих
монастырях тут не говорится ни слова. Примерно то же самое мы находим и у
А.А. Бычкова: «МОНАСТЫРЬ – место проживания монахов-христиан» (БЫЧ, с.
186) Рис. 1. Камень у деревни Зажигино В
моей книге о языческих храмах мне ни разу не встретилось упоминания о
языческом монастыре, хотя я и предполагал, что таковые существовали
(ЧУД). Между тем, как выяснилось, я держал в руках изображение
языческого монастыря рядом с храмом Макоши, и даже поместил его на
страницах своей книги (ЧУД, с. 96, рис. 42). Однако тогда я был
настолько увлечен рассмотрением камня на гравюре с его изображением, что
совершенно не обратил внимания на сопровождающие постройки, приняв их
за обычные крестьянские избы. Теперь, пересматривая это изображение, я
обратил внимание на надписи на всех иных предметах и, к своему
удивлению, обнаружил надписи, свидетельствующие о нахождении на гравюре
языческого монастыря. Но сначала я воспроизведу фрагмент из своей книги,
повествующий о месте нахождения камня и святилища. «Велесов камень деревни Зажигино.
Наряду с фотографиями других объектов у исследователя культовых камней
Каргополья В.В. Шевелева из Таллинна имеется и очень поэтичная с
художественной точки зрения прорись камня у деревни Зажигино, где
великолепно переданы следы стопы (ШЕВ, с. 69). В.В. Шевелев отмечает при
этом, что на камне имеется 8 углублений различной глубины и очертаний и
по преданию, на нем сидел местный святой Александр Ошеневский. В
выемках на камне народная традиция видит отпечатки двух ног в обуви,
пальцев рук и тазовой части тела святого. Прежде валун пользовался
популярностью у богомольцев, направлявшихся монастырь, его почитание
сохранилось и сейчас, о чем свидетельствуют современные монеты,
положенные в "следки”. Есть здесь и надписи, хотя сам художник их вряд
ли видел» (ЧУД, с. 95-96) . Таким образом, речь идет о деревне
Зажигино под Каргополем. Далее я описываю камень, но ничего не говорю о
постройках. Рис. 2. Мое чтение надписей на постройках и деревьях Чтение целесообразно начать с крыши постройки под центральными деревьями, где в обращенном цвете читаются слова ПУНКТ МАКОШИ.
Я их принимаю за заглавие всей композиции, хотя вообще-то постройки
начинаются с небольшого строения в левом верхнем углу гравюры. Обратив
изображение крыши в цвете, и отделив надписи верхней строки от надписей
средней, получаем текст: КРЫША САРАЯ. Затем под ним расположен
некий водоем (а сарай стоит на его высоком берегу), и на дне этого
водоема в обращенном цвете можно прочитать слова: ВОДНАЯ КУПИНА АКИ МАКОШИ МОНАСТЫРЬ. Еще ниже и уже в прямом цвете можно прочитать слова СА СНЕГОМ.
Следовательно, перед нами – зимний пейзаж, когда водоем заполнен
снегом. А сам водоем уже считается местом, весьма благоприятным для
наличия монастыря Макоши. Далее, весьма интересной оказалась надпись на
заборе, где в основном в обращенном цвете, но немного и в прямом были
написаны слова: ЗАЖИГИНО – И УГОЛОК МАКОШИ, И ЦЕНТР, И ПРИЮТ. Таким образом, понятна функциональная направленность деревни Зажигино. Далее можно приступить к чтению надписей на кроне дерева. В прямом цвете там читаются слова МАКАЖИ ХРАМ, в обращенном – ХРАМ-МОНАСТЫРЬ. Следовательно, монастырь, как надо полагать, находится тут же, под деревьями. Внизу дерева читаются еще два слова, МОНАСТЫРЬ ЯРОСЛАВЛЯ.
Полагаю, что речь идет о принадлежности монастыря городу Ярославлю,
несмотря на то, что Каргополь расположен в Архангельской области, а для
проезда в него из Ярославля необходимо проехать через Вологду. Слова
ХРАМ-МОНАСТЫРЬ я понимаю так, что рядом находятся и храм, и монастырь.
При этом слово МОНАСТЫРЬ относится к избе, ближайшей к дереву. Что же
касается слова ХРАМ МАКАЖИ и МАКАЖИ ХРАМ, то их можно
прочитать на боковой стороне ближайшей к зрителю избы. Следовательно, в
более близком и видимом целиком здании располагался храм Макоши, а в
более далеком – помещение монастыря. Теперь можно разглядеть
здание храма. Оно представляет собой длинную бревенчатую избу с тремя
оконцами в торце и тремя с каждой стороны по фасаду. Центр занимает
крытое крыльцо. Единственная печь расположена почти по центру здания. Рис. 3. Мое чтение надписей на камне Далее можно прочитать надписи на камне. Самая верхняя надпись гласит ВЕЛЕС МАКОЖИ. Составляющие их линии тоже читаются, как ЛЕЖЕНЬ МАКОЖИ ЗАЖИГИ(НО). Нижнюю часть той же верхней надписи можно прочитать и несколько иначе, как слова ВОЛОСА (написано руницей) КАМЕНЬ. Лежащая ниже диагональ имеет чтение: ЗАЖИГИНО. ЛИКЪ МАКОШИ. Правая нижняя часть камня в обращенном цвете может быть прочитана как надпись: СВАРОГОВ И МАКЪШИ КАМЕНЬ. Слева внизу в обращенном цвете читаются слова, написанные руницей и кириллицей: КАМЪНЬ ЖЬРЪТЪ МАКЪШИ, то есть, КАМЕНЬ ЖЕРТВ МАКОШИ. Наконец, над этими надписями на фрагменте справа можно прочитать слова С РУСИ КАМЪНЬ МАКЪШИ. Итого – 21 слово. Когда я описывал надписи на камне в своей монографии (ЧУД, с. 97), я писал, начиная с подсчета слов: «Для
наброска камня без четко проработанных деталей это весьма много. Как
видим, камень опять оказался Макоши, и опять жертвенник, хотя и в
качестве ЛЕЖНЯ он соотносился с Велесом. Поэтому я его и отнес к камню
Велеса. Но камнем Велеса он считался по древней типологии, в качестве
лежня; он же оказался ЛИКОМ МАКОШИ, и в этом смысле должен был стоять
вертикально. Именно потому, что он лежал, он и получил дополнительное
наименование Лежня Волоса. Кроме того, он был одновременно и
ЖЕРТВЕННИКОМ, что особо отмечалось тогда, когда жертвы приносились
кровавые. И в этом смысле тоже есть пояснение, ибо он камень СВАРОГОВ И
МАКОШИ. Но для этого у него должна быть вторая, нижняя "ступенька”.
Внимательно посмотрев еще раз на общий вид камня, мы видим, что такая
"ступенька” на нем действительно есть. Но в таком случае, этот камень
весьма похож по своим функциям на камень Медведицу, который одно время
назывался БАТЯ. Тогда нам было трудно понять, кого называли ОТЦОМ,
БАТЕЙ. Теперь эта загадка разрешилась: под БАТЕЙ понимался сам СВАРОГ». Рис. 4. Мое чтение правой стороны камня Вместе
с тем, кое-что можно и добавить: когда я анализировал надписи этого
камня, я еще не знал порядок расположения камней в славянском храме.
Теперь я знаю: на севере находился камень Макоши, на востоке – камень
Велеса, на западе – сначала камень Сварога, позже камень Перуна. На юге
должен располагаться камень Рода. Здесь же мы имеем один сплошной
камень, каждая оконечность которого как бы представляет собой
самостоятельный камень. Не найдена пока надпись южной стороны с именем
Рода, однако непрочитанной остается и правая сторона камня. Действительно,
если читать надписи на обращенном в цвете изображении правой стороны
камня (чуть ниже рамочки), то можно составить слова: КРИВАЯ ОВРАГА РОДА.
Итак, на камне есть некий «Овраг Рода», чью кривизну мы и видим на
камне справа. Таким образом, недостающее звено найдено, и камень в себе
совмещает: лик Макоши, лежень Велеса, жертвенник Сварога и овраг Рода.
Иными словами, перед нами как бы храм Макоши в миниатюре, один большой
камень, представляющий собой четверку главных богов славян. Вместе с
тем, мы можем прочитать некие характерные свойства, присущие каждому
богу. Так, видимо, камень Велеса назывался «лежнем», тогда как для храма
Рода обычно выкапывали ров или овраг, то есть, пол храма Рода находился
ниже храма Макоши (что вполне понятно, если вспомнить, что под храмом
Макоши в земле располагался храм Мары). Кроме того, ясно, что данный
объединенный камень, прежде всего, являлся ликом Макоши. Но каким,
антропоморфным или зооморфным? Скорее всего, второе. К этому выводу
можно придти, во-первых, поскольку ничто на камне не напоминает ни
фигуры, ни лица человека. Во-вторых, на камне находятся углубления с
отпечатками ног. Хотя народная молва приписывает их местному святому
Александру Ошеневскому, скорее всего, как это можно судить по рисункам
на предыдущем сюжете книги (ЧУД, с. 94, рис. 41), это изображение
медвежьей лапы. Так что перед нами зооморфный лик Макоши. На рис.
4 можно прочитать и другие поясняющие надписи. Так, правая часть забора
образует продолжение повествования и в прямом и обращенном цвете
содержит слова: КРИВАЯ ИЗБА ПРИМИТ (орфографическая ошибка; должно быть: ПРИМЕТ) И ОХРАНИТ СВОИХ ТИХИХ НОВЫХ ПАЛОМНИКОВ.
Из этой надписи мы узнаем, что помимо двух изб – здания храма и здания
монастыря – в данном комплексе существовала некая «кривая изба», которая
являлась гостиницей для паломников. Тем самым, монастырский комплекс
состоял из избы-храма, избы-монастыря, кривой избы-гостиницы и сарая как
технической постройки. Но главной достопримечательностью избы был,
конечно же, камень – зооморфный лик Макоши, соединявший в себе также и
некоторые свойства других богов. Когда я описывал данное изображение в
книги, я поторопился верхнюю часть надписи принять за название всего
камня, и посчитать данный священный камень камнем Велеса. Хотя эти черты
в нем есть, однако, прежде всего, он является ликом Макоши. На поле за забором в обращенном цвете можно прочитать слово МАСТЕРСКАЯ, а на самой верхушке правой стороны камня в прямом цвете – слово МАКОЖИ.
Таким образом, напротив водной купины на открытой местности
располагалась мастерская Макоши. Обработка камня связана с потреблением
воды, так что подобное сочетание источника воды и мастерской не должно
удивлять. Чуть ниже рамочки на камне в обращенном цвете после упоминания Рода можно прочитать слово МАСТЕРСКАЯ, а затем слово МАКОЖИ, и ниже, на язычке, слово РУНА. Это можно понять, как МАСТЕРСКАЯ, НАДПИСИ МАКОШИ. На самой нижней, чуть искривленной колонке в обращенном цвете читаются слова АТРИУМ В ТЕЛЕ КАМНЯ.
Это – очень интересный текст. Как известно, под словом АТРИУМ древние
римляне понимали «приемную для гостей», причем когда-то очень давно она
была единственным помещением в доме. Следовательно, данная надпись
отмечает существование такой потайной комнаты в теле камня. Разумеется,
она была совершенно темной. Но и в Риме само слово Атриум произошло от
слова АТЕР, что означало ЧЕРНЫЙ – от копоти очага, которая осаждалась на
стенки комнаты. Так что данную надпись можно перевести как ТЁМНАЯ КОМНАТА В ТЕЛЕ КАМНЯ. Не она ли являлась целью паломничества? Но последней слева в прямом цвете является приписка: ХОЗЯИН РЫКАС, то есть, ХОЗЯИН МЕДВЕДЬ.
Слово РЫКАС является древнейшим названием медведя; лишь в античности
оно табуируется и заменяется словом БЕР с тем же смыслом. Но медведь –
это зооморфный облик Макоши, так что перед нами третье доказательство
того, что здесь представлен ее зооморфный облик. Единственное, чего не
смог сделать художник – это совместить наиболее выразительный профиль
зверя с изображением монастыря Макоши. Рис. 5. Мое чтение надписей слева от камня Если
художник заполнил все изображения надписями, то они должны быть
нанесены и на остающееся свободным пространство слева от камня. И.
действительно, при обращении в цвете здесь удается прочитать любопытные
подробности. Так, справа от камня написано: ГОД 1917, ОСЕНЬ, НОЯ
(слово ОСЕНЬ написано слева). Вероятно, речь идет о второй половине
ноября, когда уже выпал снег. Левее, в центре надписи, можно видеть
угловатую букву С, правее которой расположились остальные буквы, образуя
слово СКИТ. Чуть ниже, руницей, написано слово ВЬБЪЛИЗИ. А композиция слева внизу читается как НИКОЛЬСКОЙ ЦЕРКЫ, то есть, НИКОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ,
которая на общем рисунке видна вдали над дорогой. Таким образом,
гравюра относится на к XVII веку, как можно было бы предположить, помня,
что языческие храмы были закрыты по реформе патриарха Никона, но к
осени 1917 года, как раз к кануну Октябрьской революции. А это уже
крайне интересно с позиции существования языческого храма Макоши в
Каргополье в ХХ веке когда, казалось бы, с язычеством было уже давно
покончено. Полагаю, что именно этим объясняется строгая конспирация:
гостиница для паломников, монастырь и храм выглядят как обычные избы,
отсутствует языческая символика, уникальные свойства камня написаны на
самом камне в виде штриховки, собственно молельная комната находится
внутри камня в виде атриума; вход в нее вообще не обозначен, а все
надписи сделаны в технике криптопиктографии. Среди найденных мною
на сегодня изображений языческих храмов данное – наиболее позднее. До
сих пор я не мог себе представить, что в 1917 году были еще живы люди,
которые не только помнили языческие ритуалы, но и вели активную жизнь
языческих монахов и даже принимали паломников, посвящая их во все
таинства языческого богослужения. При этом имелся в виду храм наиболее
древней славянской богини Макоши, а камень представлял собой
нерасчлененный алтарь четырех древнейших славянских богов. Судя по тому,
что вместо позднего Перуна на нем упоминался Сварог, данный камень был
обработан в мастерской Макоши еще в эпоху бронзы. А судя по надписи об
атриуме, внутри камня имелось помещение, где могло разместиться 3-4
человека. Вероятно, там была решена не только проблема входа в это
помещение, но и проблема его вентиляции. О том, что могло находиться
внутри, можно только гадать. Не исключено, что там вплоть до 1917 года
еще сохранялись какие-то предметы культа Макоши. Таким образом,
данная гравюра является необычайно интересной в плане криптопиктографии.
Вместе с тем, она показывает, насколько осторожным должен быть
исследователь, когда он берется читать изображение только на
интересующем его фрагменте. Работая над книгой о священных камнях, я
заметил только надписи на камне и прочитал их, обрадовавшись тому, что
добавил еще 19 слов. В действительности на камне было написано как
минимум 31 слово, а всего на гравюре – 82 слова. Тем самым, в пылу
работы над книгой я прочитал едва ли четверть написанного, и потому
неверно атрибутировал камень, и совершенно упустил как наличие
действующего монастыря Макоши, так и существование совершенно
уникального камня Макоши с внутренним помещением. Теперь я имею
возможность еще раз перечитать текст данной гравюры.
Литература
- БЫЧ: Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. М., Вече, 2001
- ГЛА: Гладкий В.Д. Славянский мир I-XVI века. Энциклопедический словарь. М., Центрополиграф, 2001
- ЧУД: Чудинов В.А. Священные камни и языческие храмы древних славян. М., Фаир-Пресс, 2004
- ШЕВ: Шевелев В.В. Культ камней на Каргополье // Каргополь. Историческое и культурное наследие. Сборник трудов. Каргополь, 1996
ИСТОЧНИК
|