Скифы на самом деле зародились в степях Тувы.
Так называется статья, опубликованная по адресу http://kp.ru/daily/25809.3/2788255/, 22 декабря 2011 года. В ней говорится: «В
долине тувинской реки Уюк расположены загадочные древние курганы,
издавна почитавшиеся местным населением как сакральные места, дарующие
силу. С курганами было связано множество легенд и поверий. Например, что
под одной из насыпей возле поселка Аржаан чуть ли не со времен
сотворения мира спит могущественный атлант, а неподалеку, у селения
Тарлык, покоится целый город, блистательная столица древнего мира,
бывшая прародиной всех тюркских народов. Как оказалось,
легенды не были лишены оснований. Первый же сезон раскопок, проведенный в
этих краях в 1971 году, стал сенсационным. В кургане «Аржаан-1», там,
где, по поверью, покоился атлант, было обнаружено захоронение кочевого
владыки, датируемое IX - VIII веками до н. э. Несмотря на то, что могила
была разграблена еще в древности, ученым удалось найти великолепные
образцы древнего искусства, выполненные в «зверином» стиле, а также
бронзовое оружие, монеты, шкуры соболей. В 2001 году в
Долине царей ученые обнаружили еще один уникальный курган - «Аржаан-2»,
построенный 2700 лет назад. В гробнице находились останки мужчины и
женщины, погребальное убранство которых изобиловало золотыми
украшениями. На шее вождя сверкал литой золотой обруч, царская гривна,
символ верховной власти. Рядом со скелетами были найдены многочисленные
украшения из золота общим весом около 20 кг, медные и янтарные изделия,
железное оружие, воинские доспехи. Археологи были поражены: за всю
историю исследования скифской культуры еще не было найдено столь
богатого царского захоронения. Но самым удивительным оказался тот факт,
что найденные в этом кургане вещи относились к достаточно раннему
периоду, они датировались началом VII века до н. э. В Причерноморье
скифы появились несколько позже. Все это позволяет предположить, что
территория современной Тувы является местом зарождения этой удивительной кочевой культуры. Обнаружив
уникальные артефакты, ученые только утвердились в своих предположениях,
что недра Долины царей хранят еще немало тайн и интересных находок». Рис. 1. Бронзовая фигурка оленя К сожалению, о бронзовой фигурке оленя в этой заметке нет ни слова. Зато имеются весьма любопытные споры в комментарии. Гость 2. 24. 12. 2011. Какие такие скифы? кто знает этих скифов? Славяне по всей Европе и Азии. Русские названия есть и в Америке. Аргын. 24.12.2011. Такие
"историки" как Задорновы будут еще больше сочинять новые теории о
древности предков славян, которые основанные на тюркских курганах. Эти
захоронения к русским (славянам) не имеют никого отношения, т.к.
обработка золота и украшения в зверином стиле это присуще к тюркам. Ну
не могли потомки забыть технологию обработки металлов. Предки русских
жили в избах без одного гвоздя, а русские бабы не знали что такое
украшения. Тогда как, как раз у степняков женщины их носили. Полагаю,
что характер дискуссии понятен. Гость 2, скорее всего, русский человек,
не сомневается в славянстве скифов, даже столь далёких, как скифы на
территории современной Тувы. Напротив, его оппонент, тюрк Аргын,
полагает, что наличие украшений свидетельствует о том, что их изготовили
степняки. Поэтому единственные научный способ доказательства мнения одного из спорящих – прочитать надписи на данном артефакте. Рис. 2. Моё чтение надписей на рогах оленя
Моё чтение надписей.
Сначала я читаю надписи на рогах оленя. В отличие от моих многих
предыдущих чтений, в данном случае изображение следует сделать не более
тёмным, а более светлым. Это я и сделал на рис. 2, и потому смог
прочитать многочисленные надписи. Надпись на первом отроге рога гласит: ЯРА РУСЬ. Уже это не имеет отношения к тюркам, у которых таких слов в языке нет. На втором и третьем отроге читаются слова ХРАМА ЯРА, на четвертом – МИМОКА (новое слово, которое, видимо, означало некий предмет, принадлежавший миму), на основном стволе между 4 и 5-м отрогами – слово МИМ, на пятом отроге – У РУССКИХ, на оставшемся участке основного ствола – СКИФОВ.
Из совокупности этих надписей следовало, что мимока принадлежала миму
русских скифов, так что, вероятно, где-то существовали и нерусские
скифы. Однако скифы современной Тувы точно были русскими, как бы ни
возмущался Аргын. Два фрагмента на ухе имеют чтение МИМ ЯРА. Из этого следует, что мимока принадлежала миму Яра храма Яра, а Скифия в данном месте входила в Русь Яра. Рис. 3. Моё чтение надписей в нижней части оленя Надписи имеются и на нижней части фигурки оленя. Так, на бедре можно прочитать слова ЯРА МАРЫ ХРАМ, из чего следует, что мим Яра, которому принадлежала данная мимока, умер. На фрагменте задней ноги написаны слова СКЛАВЯНЕ ЯРА РОССА, то есть, СЛАВЯНЕ РУССКОГО ЯРА.
Форма слова СКЛАВЯНЕ (вместо: СЛАВЯНЕ) существовала еще в первом
тысячелетии н.э., тогда как данный артефакт относится к IX - VIII векам
до н.э. Данное предложение констатирует наличие помимо русского Яра еще и
нерусских Яров. Наконец, две надписи на боку, а именно ЯРА МОСКОВА и МАСКВА,
свидетельствуют о тесной связи Скифии с Русью Славян, столицей которой
была Москва. Кроме того, два написания одного слова, МОСКОВА и МАСКВА
являются равноудаленными от предполагаемого нами исконного слова
МАСКОВА. Так что два таких написания можно считать еще одним, хотя и
косвенным подтверждением данного предположения. Так что
прочитанные 20 слов подтверждают мнение «Гостя 2» и Задорнова (а также и
моё) о том, что скифы были славянами, в том числе и скифы современной
территории Тувы. Рис. 4. Изображение Змеедевы на скифском панцире
Я взял его с сайта http://true-history.blog.ru/115469219.html, где подпись гласит: «Обережное изображение Змеедевы на скифском панцире. Продолжение традиции — средневековые русские змеевики».
Статья взята из работы В.В. Черненко «Скифский доспех, глава «Панцири»,
и представляет собой изображение деталди панциря из Елизаветинского
кургана. Замечу, что никакой богини Змеедевы у русских не было, панцирь в
виде оберега мне тоже неизвестен, и подозреваю, что тут мы имеем дело с
жаргоном историков и археологов. Однако для подтверждения такого
предположения необходимо провести эпиграфический анализ данного
артефакта. Для этого я, как обычно, усиливаю контраст изображения данного объекта. Рис. 5. Моё чтение надписей на более контрастном изображении Первые же прочитанные слова, а именно на фрагменте со лба лица, убеждают в ложной атрибуции артефакта, ибо там читаются слова ЯРА МАРА. Итак,
перед нами – один из ликов богини Мары. Однако, панцирь – это продукт
деятельности металлургов и кузнецов; за их продукцию отвечал храм Рода.
Поэтому справа, на косичке, в вертикальном расположении размещена
надпись ХРАМ МАРЫ ЯРА, а на носу – надпись ЯРА РОД. Кроме того, на украшении головного убора можно прочитать слова МАСКА МАРЫ. Таким
образом, моё предположение подтвердилось. Змеедева оказалась одним из
изображений Мары, а вовсе не самостоятельным божеством. Мара на доспехе
была призвана не столько оберегать воина, сколько устрашать врага. Рис. 6. Еще один панцирь скифов
Панцирь 4-го Семибратнего кургана.
Это изображение я заимствовал из работы Е.В. Черненко «Скифский
доспех» (Киев, Наукова думка, 1968), глава «Панцири», электронный
адрес: http://annales.info/skif/chernenk/sd01.htm. Фрагменты доспеха
относится к 4-му Семибратнему кургану. При этом 1 – пластины набора, 2 –
нагрудная пластина, 3 – шейная пластина, 4 – пластина набора рукава, 5 –
часть оплечья, 6 – рукав. Е.В. Черненко даёт пояснения: «В
Эрмитаже хранятся узкие и длинные пластины из этого комплекса (рис. 26,
1). Верхний их край прямоугольный, нижние углы скошены, правый край
слегка загнут внутрь. Вдоль краев пробиты отверстия - три у верхнего
края, пять - вдоль левого. Судя по расположению боковых отверстий,
пластины были набраны слева направо. Размер чешуи 15,6*2,4 см.
Расположение некоторых боковых отверстий совпадает с рядами строчек на
рукаве. Пластины располагались на нем, несколько отступив от краев. В
нижней части рукава пластинки не доходили до полоски кожи, обшитой
валиком. Фрагмент оплечья представляет собой кусок
кожаной основы, которая частично была обшита кожаной тесьмой. В нижней
части к оплечью пришита кожаная полоса шириной 2 см и длиной 8 см. К ней
прикреплена воронковидная бронзовая бляха диаметром 3,6 см. Через
отверстие в центре бляхи проходят два кожаных шнурка. На основе оплечья
сохранилось шесть горизонтальных рядов строчек, образованных тонкими
ремешками, с помощью которых к ней крепились пластинки. Размер
сохранившейся части оплечий 14*14 см (рис. 26, 5). Фрагмент подола имеет
вид полосы из толстой кожи длиной 21,5 см и шириной 3 см. Вдоль его
верхнего края сделан ряд отверстий для тонких ремешков, с помощью
которых эта полоса и пластинки набора крепились к кожаной основе. В
правой части полосы к ней пришит сложенный вдвое кусок более тонкой
кожи. Сохранившиеся бронзовые пластины набора –
прямоугольные в верхней и округлые в нижней части. Правый нижний угол у
них косо срезан. В верхней части имеется по три отверстия, в правом
нижнем углу - по одному. Судя по расположению боковых отверстий,
пластины были набраны справа налево. Чешуи вырезаны из золотистой бронзы
ножницами, форма и размер их не всегда устойчивы. Размер пластин около
3,5*1,4 см (рис. 26, 3). Бронзовая дуговидная массивная пластина имеет
форму полукольца. Ее концы фрагментированы. Нижний край слегка загнут
внутрь, вдоль верхнего проделан ряд дырочек диаметром около 2 мм. В
середине нижней части пластины имеется большое почти прямоугольное
отверстие, а у концов ее - по одному круглому. Отверстия пробиты
снаружи, рваные внутренние края их не сглажены. Ширина пластины 2 см,
расстояние между ее концами 14 см (рис. 26, 4). Бронзовая
пластина с изображением головы Медузы сделана в форме круга диаметром
14,5 см. Она выбита по матрице с обратной стороны с последующей
доработкой деталей. В верхней и нижней частях пластины проделано по
отверстию, через которые с помощью тонких ремешков она крепилась на
кожаной основе. Вероятно, такие же отверстия имелись и на разрушенных
боках изделия (рис. 26, 2). Сохранившиеся фрагменты дают возможность
реконструировать этот доспех в виде покрытой бронзовым пластинчатым
набором рубашки с короткими рукавами и оплечьями. Рукава были набраны из
длинных узких пластин, расположенных вертикально. На краях оплечий
имелись воронковидные бронзовые ворварки. Вероятно, такие же ворварки
находились и на нагрудной части доспеха. Здесь же помещалась и круглая
пластина с изображением головы Медузы». Как видим, здесь
центральная часть панциря трактуется не как Змеедева, а как Медуза
Горгона. Полагаю, что и это – неверная атрибуция. И опять попытаюсь это
доказать эпиграфически, усилив изображение по контрасту и начав чтение,
рис. 7. Рис. 7. Моё чтение надписей Чтение я начинаю с нимба вокруг головы предполагаемой Мары. Справа вверху читается слово МАРА, что делает предположение истинным. На лбу я читаю слово МАСКА, которое никак не вяжется со словом «оберег», но призвано устрашать противника, ибо маска Мары – это маска болезни и смерти. Довершает чтение на маске надпись на правой брови: ЯРА МАРА.
Так что никаких сомнений не остаётся: перед нами находится изображение
не придуманной историками Змеедевы, и не греческая Медуза Горгона, а
русская богиня Мара. Напротив, возникает предположение о том, что
греческий миф о Медузе возник от столкновения греков со скифами – греки
каменели при виде сверкающего на доспехах скифов символа Мары, которая
показывала им свой язык. Заметим также, что ни на первом, ни на втором
лике Мары на доспехах никаких змей (ни в виде волос, ни в виде ног) нет.
Но на первом изображении имеются волнообразный растительный орнамент,
который при пылком воображении можно принять за волосы в виде змей. Перейдём теперь к чтению других надписей. Так, на пластине рукава можно прочитать слова МАРЫ ЯРА МАСКА. Те же слова можно прочитать и на отдельных пластинах доспеха: либо ЯРА, либо ХРАМ, либо МАСКА, либо ЯРА ХРАМ. Как видим, надписи достаточно унылые по репертуару. Рис. 8. Остатки южнорусского скифского железного панциря
Южнорусский скифский панцирь.
Здесь я опираюсь на изображение, взятое из статьи «Военное дело.
Доспехи» книги «Материальная культура скифов» на сайте «Подлинная
история» http://true-history.blog.ru/115469219.html от 15 марта 2011
года. Автор пишет: «Скифы были родоначальниками латной (рыцарской)
конницы. Скифская железная броня, составленная из чешуй, использовалась
на Руси вплоть до XVI века». Потрясающая характеристика! Получается, что у скифов рыцари появились, по меньшей мере, за тысячу лет до Западной Европы! А
еще удивляет то, что каждая пластинка панциря была подписана. Удобнее
всего читать надписи на продолговатых пластинках, где надписи напоминают
декоративные разводы. Понятно, что для чтения изображения этих пластин
имеет смысл усилить по контрасту и повернуть в удобное для чтения
положение. И тогда можно познакомиться с удивительными текстами. Рис. 9. Моё чтение надписей на пластинах На верхней пластине: СЛАВЯНЕ. На второй пластине: МИМА ЛАТЫ. МАСТЕРСКАЯ. На третьей пластине: крупными буквами НА СКОТИЕМ, мелкими внизу – НА ХРАМЕ. Прилагательное СКОТИЙ, как мы выяснили в других статьях о скифах, означает СКИФСКИЙ. На четвертой пластине: вверху крупно – КТО МИМА, внизу мелко – ХРАМА ЯРА СЛАВЯН. На пятой пластине: вверху – МАСТЕРСКИ, внизу – ОХРАНЯЕТ. СЯ МАСКА. На обломке шестой пластины: ЛИКА МАСКИ ЯРА. К
сожалению, верхний ряд пластин закрыл пластины второго и третьего ряда,
и, судя по выглядывающим оттуда буквам, там каждая пластина была так же
подписана. То есть, была подписана, но текст был уже иным. Заметим
при этом, что скифский панцирь из наборных пластин оказывался много
легче и подвижнее литых доспехов средневековых западноевропейских
рыцарей. Через пластины кожа скифа свободно дышала, тогда как рыцари
европейских стран тут же потели, и их рубахи становились мокрыми. Иными
словами, скифы опередили Западную Европу не только во времени, но и в
качестве изделия! И, разумеется, никому из современных читателей
не приходило в голову, что подписывалась каждая пластина панциря, так
что доспех представлял собой если и не книгу, то полноценную страницу
интереснейшего ритуального текста. В переводе на современный синтаксис
один абзац этой страницы выглядел бы таким образом: МЫ – СЛАВЯНЕ. ЭТИ
ЛАТЫ ПРИНАДЛЕЖАТ ВЕРХОВНОМУ ЖРЕЦУ, МИМУ СКИФСКОГО ХРАМА. ТОЧНЕЕ – ТОМУ,
КТО МАСТЕРСКИ ОХРАНЯЕТ МИМА ХРАМА ЯРА СЛАВЯН. ЭТА МАСКА (в центре
панциря) ЯВЛЯЕТСЯ ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЛИКА МАСКИ БОГА ЯРА. – Понятный и достаточно содержательный пояснительный текст. Рис. 10. Реконструкция экипировки скифского воина В той же статье можно видеть реконструкцию экипировки скифского воина. Автор статьи пишет: «Скифский
панцирь. Обратите внимание на нагрудное зерцало. Обычно на них
изображалась обережная личина Медусы. Считается, что зерцала появились в
комплексе русского доспешного снаряжения только в XIII веке».
ЗЕРЦАЛО – это зеркало, точнее, начищенное до зеркального блеска
изображение богини Мары. Автор, не проводя собственного исследования,
считает, что это изображение является оберегом и связано с Медузой
Горгоной. Откуда взялось утверждение о довольно позднем появлении этого
элемента устрашения врага, неясно. Рис. 11. Пластины щита скифского кургана у с. Волковицы
Щиты с полосчатым покрытием.
В той же книге имеется раздел «Щиты», где, в частности, говорится: «Пластины
этих наборов прямые, один край их слегка загнут внутрь. Общую длину
полос, ввиду значительной разрушенности, установить невозможно. Ширина
их колеблется в пределах от 2 до 4 см. Пластины крепились между собой и на основе металлической проволочной связью. Остатки
щита с полосчатым покрытием были обнаружены А. И. Тереножкиным в
кургане № 12 группы 22-й шахты у г. Орджоникидзе на Никополыцине. Длина
сохранившихся частей набора достигает 21 см, ширина - около 3 см. Один
из краев пластин загнут внутрь. Каждая полоса перекрывает соседнюю на
треть ее ширины. Пластины соединены железной и бронзовой проволокой. На
одном из фрагментов железных полос укреплена бронзовая почти
прямоугольная бляшка. Вдоль двух ее краев пробиты отверстия, через
которые проходит бронзовая проволочная связь. Размер пластинки 4*3 см.
Очевидно, подобные бляшки находились в средней нижней части щита, там,
где были укреплены и бронзовые цилиндрические трубочки, о которых
упоминалось выше. К одной из них окислами приклеилась часть железной
пластины набора. Длина трубок 6 см, диаметр - 2 см (рис. 11). Щит был
овальный - сохранились части округлых краев. Украшала доспех массивная
литая бронзовая рыба длиной 22 см и шириной 5,6 см . На внутренней ее
стороне заметны следы окислов железа, оставленные частями набора. Судя
по ним, рыба была расположена вдоль пластин. Части железной проволоки,
крепившей ее к щиту, сохранились в отверстиях, идущих вдоль края изделия». Рис. 12. Моё чтение надписей на пластинах щита То,
что скифы имели бронированные щиты, для меня было новостью. У греков
щиты просто обтягивались кожей. Понятно, что стрелы могли втыкаться в
кожу, но по стальной платине они скользили даже при небольшом угле
атаки. Во времена античности такого рода щиты можно было признать
лучшими в мире. Как обычно, меня интересуют надписи на более
контрастном изображении при горизонтальной ориентации пластин. В данном
случае надписи мелкие и короткие, и, как увидим ниже, весьма
ограниченные по содержанию. На них можно прочитать словосочетания типа ЯРА МАРЫ ХРАМ, ЯРА МИМ и ЯРА МИР. Тем не менее, даже пластины щита подписывались. Рис. 13. Портупейный пояс из кургана у села Грищенцы и моё чтение надписей
Портупейный пояс и моё чтение надписей.
В той же книге имеется раздел «Портупейные пояса», где, в частности, говорится: «Удачным примером расположения в составе набора пластин всех видов может быть хранящийся в Эрмитаже
фрагмент пояса из с. Грищенцы на Каневщине. В левой части его
сохранились части конечной бронзовой пластины и остатки набора из
зубчатых деталей. В средней части пояса прорезано узкое отверстие (щель)
длиной 4,5 см, обшитое кожаным кольцом. Его края отогнуты наружу и
частично перекрывают срединную пластину, фрагмент которой сохранился. Сквозь
щель в основе проходит сложенный вдвое кожаный ремень, наглухо пришитый
к внутренней стороне основы. Кожаная основа доспеха состоит из двух
слоев кожи шириной 4,6 см. По краю пояс обшит узкой кожаной тесьмой,
образующей валик». Меня, однако, как эпиграфиста интересуют
надписи. Здесь контраст нет смысла усиливать, он и так достаточен для
эпиграфических целей. В верхней части пояса имеется надпись МАРА ЯРА,
то есть, название храма, к которому принадлежал скифский воин. На
медной бляхе можно прочитать две надписи, которые в совокупности
образуют понятие ХРАМА ВОИН. Подобное понятие встречено нами впервые. Продолжением надписи ВОИН служит не связанное с ней слово КОВАНА,
которое характеризует железную срединную пластину. Кованые изделия
всегда имели более высокую стоимость, чем литые. Наконец, в самом низу
имеется надпись ЛИК ЯРА. Это означает, что воин был подобен лику
Яра. Как известно, наиболее распространенным было изображение Яра на
коне, где бог поражает копьём змея. В отличие от средневековых
русских поясов, где на пряжке и других деталях поясного набора можно
было прочитать имя и фамилию владельца, а также его профессию и
должность, на данной пластине помечена только должность: ВОИН ХРАМА. Так
что тут речь идёт не столько о воине войска, сколько о храмовом
охраннике. Рис. 14. Золотая пластина от горита из Аксютинцев
Золотая пластина.
В книге Е.В. Черненко «Скифские лучники» (Киев, Наукова думка, 1981) имеется рис. 30 и пояснения: «В
1883—1885 гг. роменский помещик С. А. Мазараки у с. Аксютинцы раскопал
большой курган № 2. В впускном погребении кургана у тазовых костей
погребенного находилась «...большая золотая доска с изображением оленя,
под которой лежала куча бронзовых стрел». В настоящее время пластина
утеряна и известна лишь по рисунку в публикации (рис. 30). Золотая
пластина имеет прямоугольную форму размером около 24 X 14 см. Вдоль края
пластины пробиты небольшие отверстия, в которых сохранилось много
золотых небольших гвоздиков с круглыми шляпками. На пластине выбито
изображение лежащего оленя с поджатыми ногами. Правая передняя нога
вытянута вперед и на ней лежит голова, украшенная большими ветвистыми
рогами в виде сильно стилизованных головок орлов или грифонов. Орлиными
головками украшено и плечо левой передней ноги. В. А. Ильинская права,
полагая, что эта пластина относилась к гориту, а не к колчану». Рассмотрим, какие надписи были на этом изображении. Рис. 15. Моё чтение надписей на золотой пластине Полагаю, что главная надпись расположена справа от глаза оленя. Там читаются слова ЯРА РОДА ХРАМ. Полагаю, что олень как раз и являлся зооморфным символом этого храма. На левом роге можно прочитать слова ХРАМ ЯРА, как часть предыдущей надписи. На роге справа и далее вдоль спины можно прочитать надпись МАСТЕРСКАЯ ЯРА. РУСЬ РОДА. Три последних слова читаются в обращенном цвете. Кроме того, продолжением предыдущей надписи является слово МАРЫ.
Таким образом, упоминается РУСЬ РОДА и МАРЫ. Если под Русью Рода
понималась южная Русь, а под Русью Мары – территория нынешнего Китая, то
Русь Рода и Мары – это пограничная область между Россией и Китаем. –
Мне также было важно отметить, что на хорошей прориси, составленной
профессиональным художником, все неявные надписи хорошо читаются. Так
что даже при утрате данной золотой пластины, ее надписи могут быть
прочитаны. Рис. 16. Часть горита из Карагодеуашха
Накладка парадного горита.
В той же книге Е.В. Черненко о скифских лучниках имеется раздел
«Парадные гориты». Там имеется описание горита из Карагодеуахша: «В
1888 г. в кургане Карагодеуашх недалеко от г. Крымск на Северном Кавказе
любитель-археолог Е. Д. Фелицын обнаружил погребение воина. У головы
погребенного «...лежали истлевшие остатки колчана, украшенного
серебряной пластиной, покрытой листовым золотом. Пластина была снабжена
художественным изображением человеческих фигур. В колчане было 50 медных
стрел». Как оказалось, это не колчан, а плохо
сохранившийся горит. Золотая пластина очень тонкая. Скорее всего, это
даже не пластина, а фольга. Серебро основы разложилось. Поэтому удалось
собрать лишь несколько фрагментов, на которых сохранились оттиснутые
фигуры воинов и частично орнамент. Фрагменты позволили А.
Лаппо-Данилевскому и В. Мальмбергу верно определить назначение предмета.
В. Мальмберг смог предложить вариант расположения сохранившихся
фрагментов пластины на основе. Однако провести полную реконструкцию
горита не удалось из-за плохой сохранности предмета. Эта находка будет
описана ниже, после данных о другой находке горита, который является
точной копией карагодеуашхского, находке, сделанной почти через сто лет
после раскопок кургана на Кубани. Реставрируя горит, М.
В. Фармаковский сделал ценные наблюдения. «Основой горита служил
каркас, сделанный из тонких деревянных стержней и ободков, из которых
главный шел по верхнему краю горита, огибал его, опускаясь на донышко,
где как раз шел посредине. По краям донышка шел тонкий деревянный
ободок, соединявшийся с главным воедино наверху, образуя твердую основу
всей вещи. Вероятно, подобным же образом укреплялись и края отверстия
горита, но здесь следов стержня не сохранилось, а сохранившиеся обломки
довольно толстого деревянного стержня может быть составляют ничтожные
остатки самого лука, присутствие которого вполне вероятно, но других
следов его отыскать нельзя. По деревянному каркасу была натянута кожа;
от нее осталась масса отдельных обрывков, совершенно несоединимых
теперь. По-видимому, кожаный футляр был сшит по верхнему краю горита, на
что имеется основание в украшениях его. Кожаный футляр был обтянут
кроме того холстом, но не весь..., а лишь те его части, которые потом
были облицованы серебряной пластиной. От холста тоже сохранились
отдельные обрывки. Так как на холсте заметны следы гипса, то весьма
вероятно, что он играл известную роль именно в связи с гипсовой
заливкой». Этот гипс (по определению химической лаборатории Эрмитажа —
гипс, смешанный с известью) лежал между холстом и металлом обкладки для
предохранения рельефных изображений обкладки от деформирования. Золотая
накладка была прибита к деревянному каркасу серебряными гвоздиками».
Моё чтение надписей.
Меня, однако, интересует не столько общий вид горита как
произведения искусства, а надписи на теле воина. Слева от головы имеются
две надписи ЯР, так что перед нами – не просто воин, но бог Яр.
Основная, титульная надпись располагалась под ногами, где можно
прочитать слова: ЯР – ЛИК ВОИНА. У других народов, например, у
греков, Яр (Георгий) является конным всадником, поражающим змея копьём. У
скифов на данном изображении Яр является пешим воином со щитом в левой
руке и боевым топором в правой. На его плече находится зверёк,
напоминающий горностая. На подоле справа можно видеть изображение
женщины, под головой которой написано слово ЛИК, а вертикально справа вдоль руки читается слово МАРЫ (эту надпись я на рисунке не выделил). На подоле Мары можно прочитать слова ЯРА ХРАМ. На верхней части щита воина в обращенном цвете можно прочитать текст: РУСЬ ЯРА. Наконец, справа наверху, я читаю слова ЯРА ЛИК, которые дублируют титульную надпись, делая ее чтение достовернее. Таким образом, здесь мы имеем скифское антропоморфное изображение Яра как пешего воина. Рис.17. Изображения горита пекторали Толстой Могилы и моё чтение надписей
Гориты пекторали Толстой Могилы.
В той же главе той же книги около рис. 61 читаем авторский текст: «На
всех изображениях горитов клапаны на карманах отсутствуют, видно
оперение стрел, а на горитах, воспроизведенных на пекторали из Толстой
Могилы и Куль-Обском сосуде, можно разглядеть оперение и ушки стрел (60,
61, 62)». Действительно, изображение тонкое, и можно видеть
спрятанный в горит лук. Что же касается стрел, то они вообще не
показаны. Однако изображен карман, на котором имеется вышивка, и вполне
возможно, что она-то и была принята за стрелы с их оперением. Замечу,
что нормальное положение горита – древком лука вверх. Поэтому на рис.
17 слева горит показан перевернутым на 180 градусов, из-за чего на рис.
17 справа я возвращаю его в нормальное положение. Теперь можно прочитать
надписи. В верхней части горита надпись гласит: РАКА МАРЫ ЯРА, внизу крупными буквами – РОДА РУСЬ. Это означает, что сама пектораль принадлежала раке Мары, тогда как храм относился к Руси Рода. А на изображении ткани можно прочитать два сообщения: МИМ ЯРА, то есть владельческую надпись, и ЯРА МАКА ПЯТНА.
А это сообщение наводит на мысль о том, что мак Яра – это нечто вроде
опиумного мака. Данная надпись напомнила мне информацию на одном из
этрусских зеркал, о том, что скифы любили отравлять себя. Однако,
полагаю, что наркотики, как и у сегодняшних шаманов, использовались
только на уровне мима и исключительно в ритуальных целях. Рис. 18. Изображение другого горита той же пекторали и моё чтение надписей Другой
горит с пекторали Толстой Могилы расположен правильно, так что он в
переворачивании не нуждается. Здесь я читаю две надписи: JAROMAK, то есть, ЯРОМАК, ЯРА МАК, написанное латинскими буквами, и словосочетание: РУСЬ ЯРА. Кроме того, внизу написано слово МИМОКА, то
есть, НЕЧТО, ПРИНАДЛЕЖАЩЕЕ МИМУ. В данном случае это будет горит, то
есть, футляр не только для стрел, но и для лука. Интересно, что и тут
миму принадлежит МАК ЯРА. Рис. 19. Рисунки животных в тувинской «долине царей»
В Туве найдены захоронения скифов.
Небольшая заметка опубликована 24 декабря 2011 года на сайте
http://gifakt.ru/tag/skify/. Текст там примерно такой же, как и в начале
моей статьи. Однако фотография там другая. На фото виден петроглиф с
изображением 9 оленей и одного человека. Кроме того, я тут вижу надписи,
и читаю их. Дважды надписи читаются ЯРА МИМ, один раз МИМ ЯРА и один раз ХРАМ ЯРА. Полагаю, что так оформлена одна из стен резиденции мима Яра, содержание которой поручено храму Яра. Рис. 20. Второй всадник на гривне с кургана Куль-Оба
Второй всадник на гривне кургана Куль-Оба.
Первого всадника с этой гривны я рассмотрел в моей статье «Новости
археологии», опубликованной на сайте runitsa.ru 22 августа 2012 года.
Там был изображен в виде всадника бог Яр. И это соответствовало тому,
что скифы обитали, в том числе, и в Западной Европе, то есть, в Руси
Яра. Однако, на проанализированных в данной статье артефактах часто
встречалось имя и Руси Яра, то есть, южных стран Евразии. В таком случае
было бы логичным в качестве второго всадника иметь изображение бога
Рода. Поэтому я обратился к этому второму изображению. Что же я нашел на
нём? В районе правого плеча складки образуют ряд букв. Тут читаются такие слова, как ЯРА ХРАМ и РУСЬ ЯРА РОДА. Иными словами, действительно упоминается Русь Рода. А на фрагменте в районе правого глаза всадника читается имя: ЯРА РОД.
Это – то самое доказательство, которое я искал. Наконец, вертикальная
надпись на рукаве при ее расположении горизонтально и в обращенном
цвете, сообщает, что у данной гривны имеется собственник: МИМ ЯРА.
Обсуждение.
Задачей данной статьи было не исследование русского языка скифов (я
уже давно понял, что это был диалект русского языка), а исследование их
культуры – каким богам они поклонялись. В этом смысле я получил
полноценный ответ. Основным богом скифов являлся Яр, что и не так
удивительно, поскольку они себя считали славянами, а также русскими.
Однако если для Западной Европы Яр в зооморфном облике представлен в
основном туром (и даже существует имя Артур, то есть, Яр-Тур), то у
скифов Яр больше понимался как олень. Правда, на первом же прочитанном
мною артефакте (из Тувы) речь идёт о русских скифах, а это даёт
возможность предположить существование еще и нерусских скифов. Однако
пока мне артефакты нерусских скифов не встретились, и такое
предположение, скорее всего, останется чисто теоретическим. Имя
бога Яра (или его мима) встречается практически на всех артефактах, как
европейских, так и азиатских (тувинских) скифов. Более того, резиденция
мима Яра возле посёлка Аржаан в Туве, показывает, что даже далеко на
Востоке этот бог имел своих представителей. В каком качестве
скифы понимали бога Яра? – Прежде всего, в качестве ВОИНА. Это слово
дважды встретилось на рассмотренных в данной статье артефактах: на
портупейном поясе из кургана у села Грищенцы (Украина), и на части
горита из Карагодеуашха (Северный Кавказ). До сих пор подобное слово я в
скифских надписях не встречал. На части горита Яр изображен пешим
воином со щитом и боевым топором, тогда как на золотой гривне из
Куль-Обы – просто всадником. Еще одним новым словосочетанием, связанным с
Яром, является наличие у этого бога некого МАКА, который оставляет
ПЯТНА. Слова МАК и ПЯТНО также встретились мне на рассмотренных в данной
статье скифских артефактах впервые. Возможно, что я ошибаюсь, но со
словом МАК возникают ассоциации с наркотиком опиумного типа, который,
возможно, применяли в своей магической практике мимы. Весьма
любопытно, что на одном из горитов Северного Кавказа слово ЯРА МАК
написано латиницей. Из этого следует, что в античное время (до нашей
эры) ювелиры скифов знали не только руны Рода, но и латинские буквы. Что
же касается рун Рода, то на пластинах лат скифы использовали
собственный шрифт, напоминающий округлые разводы краски на поверхности
воды. Этот шрифт трудно спутать с любыми другими шрифтами, например, с
современным компьютерным шрифтом «ижица», стилизованным под устав
русских рукописных книг, он слишком оригинален. Хочется обратить также
внимание на форму буквы А в виде ЮСА МАЛОГО. Полагаю, что именно от
скифов она вошла в старославянскую графику. Вторым по
значимости был бог Род, прекрасное изображение которого в виде всадника
можно видеть на гривне из кургана Куль-Оба. Но для такого почитания
имелась веская причина: часть территории скифов приходилась как раз на
Русь Рода. Пока эта территория мне в своих частях мало известна. Можно
предположить, что она совпадала с территорией расселения скифов, за
исключением Европейской части и Китая. Третья почитаемая богиня –
это Мара. У скифов имелось ее специфическое изображение с
развевающимися волосами и высунутым языком. Возможно, что древние греки
именно у скифов заимствовали данное изображение, но назвали Мару Яра
иначе: Медузой Горгоной (буквально: Яръёной, то есть, Яровой). Мара как
богиня смерти непременно должна была почитаться воинами; но ее помещение
в центр доспеха воина (вероятно, не простого, а воина-жреца), должно
было, скорее всего, дразнить и устрашать противника. На русской почве
Мара стала восприниматься как Змеедева. Понятно, что проводником
идей Яра был его верховный жрец той или иной местности. В ходе данных
исследований выяснилось, что принадлежащая миму вещь называлась МИМОКА
(надпись на двух артефактах). В частности, такой вещью являлась шейная
гривна. Миму как воину также полагался особый доспех, МИМА ЛАТЫ, где
надписи находились на каждой пластине. По сравнению с окружающим миром
скифские рыцари на тысячу лет опередили Европу: мало того, что у них
имелась конница, но воины сидела на сёдлах, и привставали на стременах,
которых у греков вообще не было (а сёдла встречались крайне редко).
Всадники имели латы в виде наборных пластин, что давало им простор
движений в соединении с лёгкостью; пластинчатые латы были к тому же
гигиеничны. Более того, пластинами были покрыты и щиты. Понятно, что с
такого рода войском вряд ли кто-либо из тогдашних этносов мог бы
справиться. Если учесть при этом хитрость скифских военачальников,
которые заманили персидское войско Дария в кампании между 515 и 512 гг.
до н.э., и методичными атаками постепенно уничтожали его, то можно
понять, что скифы были великолепными воинами. Встретилось нам и
прилагательное СКОТИЙ в смысле СКИФСКИЙ, что подтвердило существование
этого слова, обнаруженное нами ранее. Из этого следует, что сообщение
Википедии основано на кабинетных соображениях. А Википедия пишет о
названии СКИФИЯ следующее: «Василий Абаев, вслед за Юрием Марром,
возводил этноним skuta к *skul-ta, где *skul (*skol) он считал «каким-то важным термином доиранского населения юга России». Но К. Т. Витчак и С. В. Кулланд объясняют скифское самоназвание так: др.-греч. Σκоλοτοι < *skula-ta < *skuδa-ta < *skuda-ta (то есть «лучники», с закономерным переходом *d > *l в скифском). Причем форма *skuδa-ta бытовала в VII веке до н. э., когда греки начали контактировать со скифами (оттого и др.-греч. Σκuϑαι). Тогда же состоялся ассирийский поход скифов — оттого и ассир. Ašguzai или Išguzai. К V веку до н. э. — времени визита в Ольвию Геродота, уже произошел переход *δ > *l».
Иными словами, вместо чтения скифских надписей на скифских артефактах,
где явно читается слово СКОТИЯ, лингвисты предпочитают состязаться в
остроумных этимологиях. Это у них называется «наукой». Им откуда-то
совершенно ясно, что "доиранское населения юга России говорило какими-то важными терминами" на непонятном языке, надписи которого они читать на артефактах не умеют. Последнее,
что хотелось бы отметить, это богатство скифских артефактов надписями.
На беду они великолепно вписаны в скифские изделия, и потому не
поддаются выявлению с помощью беглых взглядов на общий вид артефакта. Их
можно видеть только при большом увеличении и при известном напряжении
зрения. Заключение. Каждое исследование по крупицам приносит новые сведения, которые
позволяют гораздо лучше понять историю языка и культуры наших предков. ИСТОЧНИК
|