Исследование 2013 года. «Сначала, прежде чем приступить к написанию статьи, я связался с Валерием Алексеевичем и показал ему свои старые исследования. Он обещал на них взглянуть пристальней позже, так как у него конференции и времени мало, а я не единственный, кто к нему с такой просьбой обращается. Валерий Алексеевич предложил мне сделать рукописный материал и выслать ему. Я сказал, что подожду, пока он освободится, а сам тем временем начал углубляться в изучение нужного мне памятника, чтобы быть готовым к написанию статьи. И когда я углубился, выяснилось, что нужно статью уже писать и высылать Валерию Алексеевичу.
Мне повезло, я встретился с архитектором, который реконструировал памятник в 1993-94 годах - Алексеем Семеновичем Кихелем. За реконструкцию благодарность ему и работавшему с ним тогда, но ныне уже ушедшему В.В. Маркову. Алексей Семенович подсказал, что есть книга, С.В. Боглачева «Архитектура старого Пятигорска», главу из которой я и привел. А книга была издана нашим местным и очень хорошим пятигорским издательством «Снег», с которым у меня есть связи. Это оказалось для исследования бесценным. От издательства я получил «Планъ Горячеводска, ныне составляющаго часть города Пятигорска, при Кавказскихъ Минеральныхъ водахъ, составленный А.J.Б. для путеводства Господъ посещающихъ сии воды.» в очень высоком цифровом разрешении» (рис. 17).
Рис. 17. План Горячеводска 1832 г. Дж. Бернардацци
«Из этого плана я выделил образец с зарисовкой самого Джованни Бернардацци, созданной им вместе со своим братом беседки Эола (рис. 18). Здесь я уже выделял рамочками и выделил три части из рисунка. Когда я еще не разобрался, я уже видел, что облака не просто облака. Только мне сначала казалось, что в первой выделенной части первой руной идет М, но никак ничего из этого не складывалось. Более того, по самому рисунку, видно, что края плана Горячеводска слева, справа и сверху обрезаны, так как, я полагаю, что на подлиннике они обветшали и отсутствие краев вызвало у меня сомнение в чтении. Исследуя рисунок далее, я обнаружил, что там, где я видел руну М идут две руны Х и Р, Х при этом чуть обрезана, но дальнейшее развитие чтения, по-моему, подтверждает, что это именно Х. Итого, получается первое слово - ХРАМ. Правее я выделил еще одну часть, так как видел в ней надпись, но здесь ее я обратил в цвете, так надпись стала ярче и виднее - ЯРА».
Кроме того, на рис. 18 можно выделить и упоминание МАРЫ, то есть, перед нами - ХРАМ МАРЫ ЯРА.
На гравировках XVIII-XIX веков граверы часто писали надписи на облаках. Так что сомнения это не должно вызывать.
Братья Бернардацци, потомственные архитекторы-строители были этрусками. Я такое предположение делаю из того, что они прибыли из итальянской части Швейцарии, а Италия была в Этрурии, а так же, что город, из которого они прибыли назывался Лугано - явно славянское объитальяненое название, вроде Милано - у славян до сих пор пользуется спросом имя Милан. А в свою очередь, подобно Лугано есть названия Лугань, Луганск.
Трудно сейчас сказать, принадлежали ли Бернардацци к какому-нибудь храму, а строителями были те, кто принадлежал храмам Рода, по исследованиям В.А.Чудинова, но надписей «мастерская» хоть кого-то я либо по не опытности, либо из-за их отсутствия не нашел. Я вышлю Валерию Алексеевичу еще много снимков 2012 года, где я с многих сторон отснял Эолову арфу - храм Яра. Может, он прояснит.
Трудно так же сейчас выяснить, насколько глубоки Бернардацци были в понимании русского ведичества. Но как архитекторы дело свое знали крепко, иначе бы не попали на строительство Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Так что неплохо было бы и этот собор исследовать, особенно тем, кто к нему поближе. Но это попутное замечание, а то, что Бернардацци изначально ставили не беседку, а храм - выходит из их начального замысла. Ведь изначально в центре храма должна была стоять статуя, якобы Эола. Это сейчас уже проверить невозможно - если б была статуя ее можно было бы исследовать. Но, получается их замысел поломал любитель музыки Конради, может поэтому и нет более уточняющих надписей на храме о его изготовителях. Ведь это именно храм в любом случае - Эола или Яра.
Далее могу заметить, что хоть образ, вроде как, и взят с храма Эола архитектора Чеймберса, но выглядит он более сложным и продуманным. И более мощным. Кроме того, Бернардацци из того, что я вижу, очень хорошо знали каноны построения храмов русских богов. Я так же предполагаю, что так как это по замыслу был храм, то там не должно было быть никаких балюстрад с перилами и лавочками, может, только балюстрады, может и вовсе без них. Музыки там изначально не предполагалось, только статуя - что вокруг нее рассиживать? Это проверить трудно, по меньшей мере у меня нет данных опровергающих, либо утверждающих данные положения. Но можно провести сравнительное сопоставление храмов по их строению, чтобы увидеть, насколько Бернардацци понимали, что делают. Для этого я воспользуюсь рисунком из работы В.А. Чудинова по сакральной топографии Москвы» (рис. 19).
Рис. 19. Сравнительное сопоставление строения храмов
Я выделил жирным шрифтом то, что сразу же бросается в глаза. Итак, на лицо видно сходство Московского храма Яра Рода и храма Яра города Пятигорска, именуемого Эоловой арфой. Причем, когда я начинал исследование, в 2008 году, я подозревал, по чутью, что это храм Рода, промахнулся отчасти в своем подозрении. Различия, конечно, есть, но, по всей видимости, в общем канон соблюден. Да, Бернардацци не ставили крест вверху, иначе бы стало ясно, что они строят не беседку, а храм, и не какого-то там Эола, а русского ведического Бога Яра, по меньшей мере, вопросы к ним возникли бы - зачем крест? Но шар есть, сам храм выполнен в подобие того, что и в Москве, круглый, сам выглядит как то навершие в виде беседки на крыше храма Яра Рода, но при этом на своей крыше имеет тоже какую-то дополнительную часть, как бы указывающую на нечто, что там должно быть по смыслу. Лира Бернардацци выглядела чуть не так, как ту, что сделали сейчас (работа А.С. Кихеля), по проще, если посмотреть на рисунок самого Бернардацци, но что та, что эта предположительно составляет скрытый крест. Можно, может быть сказать, что не каноничен вход в храм - не с севера на юг Род-Макошь, а с запада на восток по направлению Перун (Сварог)-Велес, как в христианстве. С другой стороны, само место на скале горы не позволяет сделать по-другому. Крыша храма, хоть и круглая, но все же разделена на дольки, не на восемь совсем плоских и прямых, как в храме Яра Москвы, а на шестнадцать не совсем круглых и не совсем плоских, что все равно выдает некое подобие. При этом и колонны пусть и стоят на круглом основании, и под круглой крышей, могут зрительно составить восьмигранник, как и в храме Яра Москвы. Значит, я так полагаю, что это больше храм Яра, чем Яра Рода, что и обозначено надписями, при этом черта различения тут очень расплывчата.
Что еще можно добавить, это уже пойдет как некое утверждение, что это храм Яра каким-то труднообъяснимым способом, если привычными мерками смотреть. Я пишу сейчас о солнечных или, если кому-то понятнее - солярных знаках на дорическом фризе перекрытия. Их не было в рисунке Бернардацци, у Бернардацци были лишь триглифы, часто чередуемые. Я не знаю, что за провидение вынудило гения В.В. Маркова сделать солнечные знаки на фризе, уменьшив количество триглифов, но теперь они выглядят как молчаливое утверждение - это храм Яра. Осталось только статую поставить...»
Вывод Н.Ю. Чумакова. «Теперь из заключения, что я сделал в обсуждении, я могу сделать вывод такой. Мы очень плохо знаем то, что находится рядом с нами, у нас под ногами. Мы совсем плохо знаем не то, что древнюю историю, но и то, что было около 200-т лет назад. И исследование, в том числе микроэпиграфическое, а вместе с ним и сравнительное, дают возможность приоткрыть тайну действительности, которая скрыта от нас по тем или иным причинам. Нужно просто иногда присмотреться к тому, что рядом, а не искать страны Востока в поисках чудес, и уж тем более Запада в современном понимании. И тогда могут сойтись воедино и Восток, и Запад, и Юг, и Север».
Моё обсуждение. Как обычно, сюжетов для обсуждения будет несколько. Первый из них - это наличие еще одного моего последователя, теперь - Н.Ю. Чумакова (Артемия Северина). Итак, постепенно число моих последователей растёт, и этот процесс идёт настолько неуклонно, что даже мои оппоненты, сетевые хулиганы, обратили на него внимание. Они придумали такую заковыристую и трудную для понимания фразу: «Одним из факторов, не позволяющих "звезде-солунцу" Чудинова закатиться окончательно и навсегда умереть в памяти честных граждан, является периодическоепоявление проявление новых соратников и последователей, перед которыми Чучудилу никак нельзя ударить лицом в салат в грязь лицом. Встречайте, на предзакатном яррусологическом небосклоне нового чудиноида - Закатова Леонида Васильевича (1952 г. р., - видимо, свежий пенсионер, - историк, филолог? нет, инженер-кораблестроитель, профессия, которой остро не хватает в нынешней исторической науке)». - Итак, речь идёт вроде бы о моём Солнце, которое может вскоре закатиться окончательно (это как понимать?). Ну ладно, допустим, Солнце закатилось навсегда (то есть, Земля остановилась в своём вращении вокруг оси), и наступила вечная ночь. Но что означает выражение, что Солнце смоглонавсегда умереть в памяти честных граждан? Иными словами, в памяти нечестных граждан оно «умерло не навсегда»? То есть, если человек честен, то памяти о Солнце после наступления тьмы-тьмущей у него уже не останется? - Что за галиматья?
Просто у троллей нет писательского таланта, и их желание уязвить меня поглубже даже за то, что у меня появляются последователи (тогда как их ряды тают), не получает желаемого выражения, ибо они не способны облечь свою обиду в надлежащие слова.
Но чудиноманы на многое не годятся. А поскольку профессиональные историки, к великому сожалению, не стремятся к приращению исторического знания путем извлечения исторической информации из древних артефактов, этим приходится заниматься патриотам без специального исторического образования, даже инженерам-кораблестроителям. Насколько я понимаю, и Николай Юрьевич Чумаков - тоже не профессиональный историк. Он - менеджер, ему 38 лет, житель Пятигорска. Но что из этого? Когда для обороны от врага не хватает регулярной армии, в бой идёт народное ополчение. Ибо это - святой долг гражданина своей Родины, защитить свою страну от наступления не только врага, но и вражеской пропаганды.
Далее, я рассматриваю Н.Ю. Чумакова как эпиграфиста. Полагаю, что с одной из своих первых статей по эпиграфике он справился блестяще. Он нашел надписи на высокой башне-маяке в виде беседки с колоннадой, где сами надписи было совершенно незаметны. Иными словами, он сразу начал дешифровку неявных надписей, используя такие методы, как усиление контраста и обращение в цвете. И нашел массу однотипных надписей ХРАМ ЯРА. Правда, при ближайшем рассмотрении выяснилось, что помимо этой надписи имелось и немалое количество других, однако выявление других надписей - это, так сказать, задача второго порядка. Главное было сделано: показано, что на памятнике Пятигорской архитектуры имеются древние неявные русские надписи. А задачи второго порядка он решать научится, это - дело наживное.
Теперь о памятнике. Не думаю, что сам памятник представляет собой храм Яра, ибо архитектура беседки и архитектура храма - совершенно различны по целям и по исполнению. Другое дело, что беседка выполнена из ракушечника, на котором имелись когда-то рельефные буквы, ибо из этого материала был построен не дошедший до нас храм. Возникает впечатление, что храм был разрушен еще в конце XVII века, а к началу XIX века его развалины напоминали древний карьер. И оттуда брали материал для новых зданий так, как если бы камни никогда не были частью построек.
Рис. 20. Вид на южный склон горы Машук
Отсюда возникает мой интерес к горе Машук, ибо почти на каждой горе в древности располагались пещерные или горные храмы. Надписи на них обычно сохраняются столетиями. Имеются русские надписи на горных склонах и в данном случае. Для их выявления я усиливаю контраст изображения и приступаю к чтению.
Сначала я читаю надпись на самой горе, начертанную деревьями, то есть, дендроглиф. Причем он занимает всю вершину, слева направо, а справа имеется огромная буква М, внутри которой располагаются прочие буквы последнего слова. Эта надпись в виде дендроглифа гласит: ЯРА РОДА ХРАМ МАРЫ.
Затем я читаю надпись на возвышенности переднего плана, оставленную тропинками на фоне травы и кустарников, то есть, надпись типа вегетоглифа. Здесь необходимо обращение изображения в цвете, что даёт текст: ХРАМ РОДА. Однако продолжение этой надписи вправо выходит за пределы фотографии. Можно предположить, что эта надпись будет тождественной надписи на вершине горы.
Таким образом, упоминание о храме Яра Рода Мары сохранилось на склонах горы Машук. Более точная локализация храма возможно, если сохранилась информация о том каменном карьере, из которого добывали камни для постройки ротонды.
Рис. 21. Моё чтение надписей на склоне горы Машук
Теперь о самом храме. Он строился, видимо, в тот период, когда появилось русское государство в центре Москвы. Причем до этого существовал более скромный храм, о чём говорит надпись ХРАМ ЯРА-РОДА СЛАВЯН. Это соответствует периоду, когда существовала Русь Славян. Позже, когда появилась Русь Яра с центром в Москве, сюда перебралась (возможно, на летний период) ЯРА МИМА, которая несла своё служение ВО ХРАМАХ РУСИ МАСКОВСКОЙ.Соединение понятий Руси Яра и Москвы дало термин ЯРА МОСКВА. Полагаю, что это - период с XII по XVII века.
Помимо Москвы как города существовала Московская Русь как государство, которое на Западе называлась Московия. А как оно называлось у нас? - Ответ на это даёт надпись МИР МАСКОВЫ. С этим государством постепенно происходит тот же процесс, что примерно на тысячу лет раньше произошёл с Римом: это государство растёт как на дрожжах вплоть до XVII века. Правда, после замены правящей династии (Рюриковичей на Романовых) этот рост замедлился, но он продолжился вплоть до XIX века. Таким образом, в храме Яра-Рода-Мары горы Машук сохранились следы названия нашей страны, России, периода ее становления, что весьма важно для историографии.
Можно было бы дать и общую атрибуцию эпиграфического источника в виде каменной беседки «Эолова арфа» Пятигорска: это «храмовый артефакт». До сих пор к ним относили в основном храмовую керамику: посуду, ванны для омовения, мебель. Но к ним также относятся и каменные блоки. Пример таких каменных остатков древних храмов представляют так называемый Микоржинские камни, найденный в Польше во второй половине XIX века. Тогда они еще представляли интерес для археологов и эпиграфистов, поскольку картина исторической реальности сложилась еще не окончательно. Но в наши дни картина не только сложилась, но и окостенела, и потому добываемый мною и моими последователями материал приводит к ее болезненной ломке. И потому для некоторых учёных легче высмеивать конкурентов по логическому принципу ad hominem («а еще физик! Пожилой!» Или: «А еще инженер-кораблестроитель, профессия, которой остро не хватает в нынешней исторической науке!»), чем, исправив привнесённые сравнительно недавно мифы о мнимом величии Запада, приняться исследовать эту вновь открывшуюся историческую реальность.
Заключение. Теперь, когда возник целый «незримый колледж» добровольных эпиграфистов, работа по выявлению исторических реалий пошла значительно быстрее.
Литература: