Воскресенье, 22.12.2024, 17:54


Час настал!
Земля Наша!
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Посетители

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Комментарий к статье Артемия Северина

Комментарий к статье Артемия Северина

Чудинов В.А.

Еще один последователь опубликовал любопытную статью под названием «эолова арфа от Бернадацци в Пятигорске», опубликованную по адресу http://troja-russkaja.my1.ru/publ/stati_artemija_severina/eholova_arfa_ot_bernardacci_v_pjatigorske_khram_jara/7-1-0-5, которую я, как обычно, помещаю со своими комментариями. Статья подготовлена и написана Чумаковым Н.Ю. (рабочее имя - Артемий Северин) 30-31.03.2013. Полагаю, что читатели могли бы познакомиться со статьёй этого автора без моих комментариев по указанному адресу.

Предисловие. «На северном краю земли русской, где река Нева катит свои суровые воды, стоит Храм. Золотые кресты Храма пронизывают петербургское небо, одевая на себя то необыкновенно чистую голубизну, то тяжелые серые тучи, то белоснежные и легкие, словно пуховые, облака. Чудесен этот Храм и известен по всей земле - Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Храм, построенный волею основателя города русского царя Петра Первого, имеет богатую историю, несколько строк которой связывают северную столицу и Кавказ.

В 1822 году двое участников строительства Исаакиевского собора Джузеппе (1788-1840) и Джованни (1782-1842) Бернардацци, уроженцы города Лугано (итальянская часть Швейцарии), потомственные зодчие подпишут документ: "1822 года августа 21 дня мы, нижеподписавшиеся архитекторы Иван и Иосиф Бернардацци, дали сие обязательство в медицинском департаменте Министерства внутренних дел в том, что мы обязуемся ехать на Кавказ, где минеральные воды, и производить постройку по планам и по фасадам бань и прочих к ним принадлежащих зданий...".»      

Меня давно привлекало данное строение, буквально манило и притягивало. Вероятно, как и многих других людей, которые приходят, чтобы побыть в этом достаточно чарующем месте. Но мне оказалось мало того, что меня просто тянет побыть там. Я иногда доверяю своему чутью и всего лишь, как кажется многим, на основании этого чутья я стал исследовать Эолову арфу. Произошло это в 2008 году, и конечно, сподвигли меня на такое исследования работы Валерия Алексеевича Чудинова. И хотя строению еще нет 200 лет, я решился рассмотреть в том, что привычно, хоть и красиво, то, чего, вроде быть не должно. И это дало свой итог, что может дать еще один ключик пониманию прошлой действительности, имевшей место быть. Но сначала некоторые данные по этому строению (рис. 1)».

Весьма интересное начало. Еще более любопытно то, что Н.Ю. Чумаков (Анатолий Северин) уже в 2008 году последовал моему примеру чтения древних надписей. Так что в моём полку прибыл еще один штык.

Рис. 1. Авторский снимок «Эоловой арфы», август 2012 г.

Мелодия Эоловой Арфы. «На скале севернее Академической галереи, на самом краю обрыва, подобно бельведеру высокой башни-маяка, продуваемой всеми ветрами, одиноко белеет известная всем пятигорчанам беседка Эола. Это сооружение давно уже стало своеобразной эмблемой пятигорского курорта.

До 1810 г. на месте павильона Эола находился наблюдательный военный пост, а весной 1829 г. была устроена ровная площадка со скамейками, к которой шла зигзагом дорожка от Китайской беседки и Михайловского источника. Отсюда посетители любовались живописными видами. Летом 1829 г. Командующий войсками на Кавказской линии генерал Г. А. Емануель, осматривая новый парк (ныне - Емануелевский) в «английском» стиле, разбитый у Михайловского и Елизаветинского источников, предложил возвести на трех вершинах парка павильоны, чтобы «удобнее и на большом расстоянии наслаждаться прекрасными видами». Названия этих павильонов - Эола, Эскулапа и Эриванского (в честь фельдмаршала Паскевича-Эриванского), по странной прихоти, начинались с одной буквы. Название павильона именем повелителя ветров Эола возникло оттого, что место для него почти всегда продувалось ветрами.       

В начале 1830 г. архитектор Джузеппе Бернардацци сделал проект «Греческой беседки Эола» в модном тогда стиле античных храмов. Его прообразом стал павильон «Храм Эола» знаменитого английского архитектора В. Чемберса, построенный в парке Кью под Лондоном (рис. 2). Этот зодчий-романтик, хорошо известный и в России, смело сочетал в своих пейзажных парках «очарованные» гроты, водопады и сооружения в китайском и греческом стилях».

Итак, довольно поэтично обозначен объект исследования.

Рис. 2.  Пейзажный парк в Кью. Арх. У. Чеймберс (1726-1796). Храм Эола . 1760-63 г.

Из книги С.В. Боглачева «Архитектура старого Пятигорска»

«Весной 1830 г. генерал Емануель утвердил проект беседки Эола, однако ее постройка задержалась из-за перевода окружного правления из Георгиевска в новый город Пятигорск, а затем страшной эпидемии персидской холеры.

Павильон Эола представлял собой небольшой восьмиколонный моноптер дорического ордера, с решетчатой оградой, перилами и лавками между колонн. Определяя размеры павильона, зодчий Бернардацци взял в качестве модуля ширину одного триглифа на дорическом фризе. Классическая колонна толщиной в 2 модуля имела 12 модулей в высоту. Сооружение беседки под надзором зодчего Джованни Бернардацци началось весной 1831 г. Работали солдаты строительной роты и вольные мастера. Для цоколя и колонн беседки использовали машукский известняк, а для антаблемента и купола - оштукатуренный дубовый каркас и листовое железо. В центре беседки собирались постановить на пьедестале статую Эола.

Но главный доктор Вод Ф. П. Конради предложил вместо нее установить оригинальный музыкальный инструмент - эолову арфу, широко распространенную в Европе. Модные арфы уже появились в Петербурге и в Москве. Страстный любитель музыки, доктор Конради убеждал, что «чарующие небесные звуки» будут благотворно влиять на душевное состояние посетителей Вод. «Эолова арфа
Материал из Википедии - свободной энциклопедии. Эо́лова арфа (итал. arpa eolica, arpa d'Eolo; нем. Äolsharfe; англ. aeolian harp), также возду́шная а́рфа (нем. Windharfe, Geisterharfe, букв. «арфа ду́хов»; англ. windharp) - струнный эолофон, инструмент типа цитры, звучащий благодаря колеблющему струны ветру. Названа в честь Эола, мифического повелителя ветров».

Очевидно, речь пойдет о надписях на данной беседке в виде ротонды.

«Эолова Арфа в Пятигорске. На возвышенной точке восточной оконечности отрога горы Машук по проекту архитекторов братьев Бернардацци в начале 30-х гг. XIX века была сооружена круглая беседка с колоннами. В каменный пол был вмонтирован деревянный футляр с двумя арфами, флюгер на куполе беседки, поворачиваясь под действием ветра, приводил в движение устройство, касавшееся струн, - раздавались мелодичные звуки. Потому-то беседка и получила название "Эолова арфа" (Эол - бог ветра). Беседка упоминается в повести М. Ю. Лермонтова "Княжна Мери": "На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльбрус"».

Емануель одобрил это предложение и распорядился заказать удивительный инструмент. Уличная эолова арфа состояла из пары простых эоловых арф, заключенных в круглый дощатый корпус с особым крылом, которое поворачивало арфы под определенным углом к ветру. Воздушные струи, проникающие через узкие щели в корпусах арф, вызывали колебания жильных струн разной толщины, издающих различные обертоны. В зависимости от силы ветра, звучание арфы менялось от тихого до громкого. Кроме того, павильон обладал хорошей акустикой.

На главке купола находился металлический флюгер, который имел указательную стрелку, выведенную внутрь купола, где на плафоне была изображена «роза ветров» с их названиями на французском языке. Павильон с эоловой арфой был завершен летом 1831 г. Над притихшим Пятигорском, среди эпидемии холеры и тревог Кавказской войны, впервые поплыли печальные звуки эоловых арф. Беседка «Эолова арфа» стала последним сооружением, построенным при генерале Емануеле. Она завершила «золотой» период благоустройства Горячих Вод. Инструмент «эолова арфа» устанавливался в беседке в начале сезона, а по окончании его демонтировался для хранения. Спустя годы инструмент расстроился настолько, что посетители иронично стали называть его «эоловой арбой». За 30 лет арфа несколько раз исправлялась и настраивалась, а при передаче имущества Вод в аренду (контрагентство) в 1861 г. она была окончательно списана. Примерно через каждые 20 лет проводились крупные ремонты беседки, которые упрощали и изменяли ее первоначальный облик. К концу XIX века исчезли пьедестал под арфу, лепнина с фриза, стрелка и рисунок на плафоне, изменилась деревянная балюстрада, форма купола и главки (рис. 3). В 1890-х годах на куполе беседки в летнее время устанавливалась звучащая эолова арфа упрощенной конструкции. С самого начала беседка была любимым местом для посетителей Вод, она описана в романах, действие которых происходит в Пятигорске. Ее эоловой арфе были посвящены десятки стихотворений».

Историю объекта исследования не всегда удаётся проследить. В данном случае такой исторический очерк оказалось возможно сделать.

Рис. 3. Художник М. Зичи, 1881 г., Институт литературы, Ленинград

«Во время Гражданской войны 1918-1920 гг. беседка была наблюдательным пунктом обеих враждующих сторон. Отсюда посредством оптических приборов хорошо просматривались дальние подступы к городу. Тогда же беседка лишилась деревянной балюстрады. Капитальный ремонт павильона состоялся лишь в начале 1950-х годов, когда ее фриз был украшен триглифами, была сделана балюстрада, обновлен купол и главка с флюгером. Беседка была признана как одно из лермонтовских мест, о чем сообщает мемориальная доска 1965 года на ее цоколе. С начала 1950-х годов модель беседки «Эолова арфа» и действующая модель колонки с эоловой арфой экспонировались на пятигорской Курортной выставке. В книге отзывов можно прочесть многочисленные пожелания посетителей - восстановить в каменной беседке колонку арфы, как это было в старину. К 1 мая 1972 г. на куполе беседки было установлено уникальное электромеханическое музыкальное устройство, управляемое ветром, - электронная «эолова арфа» (авторы - настройщик Л.Н. Роганов, инженеры Б.Н. Бурый и С.А. Козырев), которая звучала на протяжении почти 20 лет. Последний капитальный ремонт беседки (по проекту В.В. Маркова и А.С. Кихеля) был сделан в 1993-1994 гг., когда была произведена полная замена старой деревянной конструкции купола, созданной в 1831 г., и частичная замена каменных фрагментов. В сентябре 2009 г. в беседке установлена очередная электронная, тихая «Эолова арфа» (рис. 4)».

Радует то, что исторический объект был восстановлен почти в исходном виде.

Рис. 4. Эолова арфа после 2009 года (установлена подсветка, восстановлена музыка)

Исследование 2008 года. «Сначала я сам непосредственно отправился к Эоловой арфе, чтобы сделать снимки. Я живу в самом Пятигорске с рождения, так что для меня не составляло никаких трудностей или затрат, чтобы добраться до места - как турист, пешочком, с пользой для здоровья, город-то, вообще, маленький.  Уже находясь на месте, я начал видеть то, что хочу снять. Дело было в первой половине дня, когда солнце еще не попадало в те места, которые я отснял. Если бы попадало - то из-за прямого света было бы очень плохо различимо, есть ли что-нибудь искомое на камне или нет. Итак, первый снимок, с которого я начал разбор уже дома, был снимок левой стенки входа в Эолову арфу (рис. 5)».

Здесь автор переходит к описанию собственного наблюдения.

Рис. 5. Левая стенка входа в Эолову арфу

«Я помню замечания Валерия Алексеевича к тем, кто присылал ему свои работы, но в исследовании 2008 года я оставил все, как я сделал тогда, но сложив сейчас снимки, как это наиболее удобно для рассмотрения. Правда рамочками я тогда не выделял нужные мне части, а сейчас уже  попасть точно туда, откуда вырезал части, трудно будет, но оно почти и так видно - откуда что. Тем более,  те снимки, из которых я вырезал тогда, в большинстве не сохранились - много раз с тех пор погибал мой компьютер, не без моей помощи, так я постигал устройство и работу компьютера. Сохранилось, точно не помню все случаи, благодаря друзьям, которым я передавал показать то, что нашел и флешке. В свою очередь в исследовании 2013 года я сделал уже так, как делает профессор - так и правда лучше, конечно, возни при этом больше, но нагляднее и того стоит.

Выделив первую часть изображения левой стенки входа, на которой я уже начал видеть что-то в живую, увеличив контраст и сделав еще один образец ее, который обратил в цвете, чтобы лучше рассмотреть, я прочитал на ней первую надпись (рис. 6)».

Понятно, что и я не сразу пришел к определенному порядку изучения объектов. Однако при его отсутствии бывает очень трудно определить, где и что находится. То, что ясно исследователю, который находится перед объектом, может быть совершенно необъяснимо для читателя, которые этот объект или не видит вообще, или видит только частично.

Рис. 6. Авторское чтение надписи на первом выделенном образце

«Так как это была первая прочитанная надпись мной, вообще, я сам себе не очень доверяя, написал со знаком вопроса: «да?» Надпись же гласит ХРАМ ЯРА, причем написана она крест накрест через руну Р.  Затем, вырезав оттуда же еще образец, сделав с ним то же, что и с предыдущим, что я повторял и в дальнейшем со всеми выделенными образцами я прочитал еще одну надпись. Здесь, правда,  я не делал усиления контраста» (рис. 7). - Усиление контраста требуется лишь тогда, когда без него надпись не видна. Здесь он действительно не требуется.

Рис. 7. Авторское чтение и чтение В.А. Чудинова на втором образце

Однако, на мой взгляд комментатора, прочитана лишь незначительная часть надписи. На рис. 7 внизу я показываю, что там написано, используя рис. 7 для выделения фрагментов для чтения. Так, на левом верхнем фрагменте читается слово МАЯК. А рядом, на двух фрагментах обведенных черной рамочкой, можно прочитать слова: ХРАМ ЯРА РОДА. Добавление лексемы СЛАВЯН в данном случае показывает, что вокруг могли быть храмы Яра Рода других этносов.

Справа вверху (теперь я перехожу к тому же фрагменту стены, показанному в обращенном цвете, и выделяю черной рамочкой более мелкий фрагмент для чтения справа вверху). На нем я читаю слова ЯРА МИМА. А затем вновь возвращаюсь к участку стены в прямом цвете и читаю там продолжение: ВО ХРАМАХ РУСИ МАСКОВСКОЙ. Итак, надпись удостоверяет наличие мимы Яра в храмах Московской Руси на Кавказе.

На этом, однако, чтение не заканчивается. На центральном фрагменте изображения в обращенном цвете, обведенном белой рамочкой, можно прочитать слова РУКА ЯРА. А на двух левых фрагментах того же изображения я читаю три слова: МАСКИ МАРЫ и МАСКОВА. Слова МАСКИ ЯРА обозначают, что где-то вблизи данного камня находились изображения умерших людей, а слово МАСКОВА есть древне имя столицы России, города  МОСКВЫ.

Таким образом, вместо двух слов я смог выявить 16, в восемь раз больше автора статьи. Просто пока у него - не слишком большой опыт выявления надписей и их чтения. Замечу также, что выявление надписи - это наиболее ответственный и сложный момент эпиграфического анализа. Остальное, как говорится, дело техники.

«Надпись по содержанию не изменилась - ХРАМ ЯРА, только она теперь написана в привычную строчку. На третьем образце было уже что-то отличимое, но не по содержанию» (рис. 8) . - Итак, кроме действительно существующей данной надписи автор статьи пока не видит ничего другого.

Рис. 8. Авторское чтение на третьем образце

«Надпись та же - ХРАМ ЯРА, но исполнена она необычно. Кроме того, что она написана вкруговую, да еще и руна М в слове ХРАМ выполнена из слова ЯРА, то есть надпись ЯРА повторена здесь дважды. Единственно, что сейчас я вижу, что руну Р в слове ХРАМ я тогда, похоже, выделил неверно, она рядом с руной Х, как я сейчас это вижу и надпись выглядит достаточно стройно. Далее я перешел к рассмотрению правой стенки входа в Эолову арфу» (рис. 9).

Хорошо, что автора статьи интересует не только содержание надписи, но и манера ее написания. Однако авторская прорись букв черными тонкими линиями, к сожалению, не точна, а, с другой стороны, заслоняет саму надпись. Автору показалось более наглядным делать эту прорись на фрагменте стены в обращенном цвете - это вполне допустимый выбор автором способа наглядного изображения надписи. Правда, в тонкие линии авторской надписи читателю необходимо пристально всматриваться, напрягая зрение.

Однако, и здесь, с моей токи зрения, автором дешифровки объединены две надписи: Слово ХРАМ от верхней надписиХРАМ ЯРА, и слово ЯРА от нижней надписи ЯРА МОСКВА.

Рис. 9. Правая стенка входа в Эолову арфу

«Из снимка правой стенки входа я выделил два образца для исследования. Я с ним достаточно долго возился, но уже чуть натасканный мой взор выделил в этом снимке не менее необычные надписи, по исполнению, но не по содержанию» (рис. 10).

Понятно, что стенка входа в беседку никак не является храмом Яра. Похоже, что для ее постройки был применен камень с горы Машук, где когда-то и находился храм Яра. В самом Пятигорске, как я полагаю, условия для его существования были менее подходящими, чем в горах. Замечу также, что на рис. 10 Н.Ю. Чумаков выявил не все надписи, ибо в двух верхних фрагментах слева, обведенных мною черными рамочками, содержатся надписи ХРАМ ЯРА. Чуть выше, что хорошо видно на изображении в обращенном цвете, написаны слова МИМА ЯРА и МИР МАСКОВЫ. Иными словами, и на этом участке стены надписей находится больше, чем выявлено автором статьи.

Рис. 10 Мое чтение надписи на четвертом образце

«Первая из двух  надписей с правой стенки входа необычна тем, что она оказалась неожиданно мелкой. Надпись та же - ХРАМ ЯРА. Обе надписи рядом друг с другом, но я все равно их вырезал отдельно, чтобы удобнее было рассмотреть» (рис .11). - Здесь я согласен с выявленными автором статьи словами, однако хочу заметить, что рыжие и более мелкие буквы помещены чуть ниже выявленных автором статьи букв. Правда, они дублируют то, что я показал на прежних рисунках, и потому я их выявлять не стал.

Рис. 11. Мое чтение надписей на пятом образце

«Содержание надписи - ХРАМ ЯРА, остается неизменным, но теперь надпись как бы встроена в естественную трещину камня правой стенки входа. Когда я более или  менее удовлетворительно для себя, на то время, исследовал стенки входа, точнее, их передние части, я перешел к исследованию камня в кладке основания строения, который находится с левой стороны Эоловой арфы» (рис. 12).

Здесь, однако, сделать изображение весьма контрастным было бы неплохо, и я это сделал. Теперь на нем можно прочитать в левой части стены надпись РОДА ХРАМОВА РУКА ЯРА, тогда как справа - У РОДА ХРАМА - МАРА РОДА. Под РУКОЙ ЯРА обычно понималось какое-то техническое приспособление. Мне тут весьма нравится упор автора надписи на почитание бога Рода.

Рис. 12. Камень из кладки в основании строения

«На камне уже имеются современные надписи, как, впрочем, и по всему строению. Народ, что ее посещает, далеко не всегда, к сожалению, обладает высоким уровнем понимания того, что такое памятники и почему к ним нужно относиться бережно. Так, что на Эоловой арфе, особенно на колоннах, можно найти множество надписей, чаще маркером, но кое-где, это чаще на полу - нацарапанных чем-то твердым. Гласят они как обычно, примерно: Здесь был Вася, Мага или еще кто из такого города или такой-то республики. Из-за этого Эолову арфу начали красить. Но в 2008 году еще не было столь повального наступления разрушителей памятников, тогда еще не красили. Тем не менее, на этом камне кладки уже можно прочитать, что чем-то черным и тонким написано: АНЯ, причем именно так подчеркнуто - кто захочет, увидит».

Это - очень важный мотив для обсуждения. С тех пор как в результате последнего этапа вестернизации России нашу общественную идеологию в качестве государственной наше руководство упразднило, а в частном порядке нам стали прививать идеологию личного потребления (из осознанного члена общества нас постепенно превращают в неуёмного потребителя), мы перестали относиться к древним постройкам как к общественному достоянию. А если любой памятник истории существует здесь и сейчас, следовательно, то коль скоро Вася Пупкин может до него дотянуться, он должен оставить на нём свою метку, подобно собачке: ЗДЕСЬ БЫЛ ВАСЯ ПУПКИН ИЗ СЕЛА БОЛЬШОЕ ГАДЮКИНО. ЕЛ, ПИЛ И ГЛАЗЕЛ ПО СТОРОНАМ.

Рис. 13.  Авторское чтение надписей на шестом образце

«Далее, на камне я вижу то, на что в 2008 году не обращал внимания - в правой части камня, вроде, как выбоина. Но выглядит она примечательно, возможно это лик. Чей, сказать не могу, опыта не достает. Похоже на бородатую голову с впалыми глазницами и носом. Глазницы с носом образуют нечто похожее на ЯR, причем руны слиты на одной оси носа-переносицы, но тут я совсем не уверен».

Для уверенности было необходимо усилить контраст. Я это сделал на рис. 14 в правой нижней части. Могу подтвердить правоту Н.Ю. Чумакова: здесь действительно имеется указанная надпись, и даже более пространная, ибо на уровне глаз написано слово ЯРОВА, а на уровне рта - слово МАРА. Так что перед нами - лик ЯРА МАРЫ.

«Я в 2008 году сначала выделил первый образец для исследования из снимка этого камня (рис. 13). Надпись выглядит здесь привычной строчкой, содержание не меняется  - ХРАМ ЯРА». - К сожалению, и здесь автор статьи не усилил контраст для изображения, обращенного в цвете. Но так поступил я и получил изображение, показанное на рис. 13 внизу. Рассмотрев только наиболее крупные надписи, я выявил слова ХРАМ МАРЫ ЯРА, написанный во всю длину фрагмента, а также слово МАЯК внизу. Так что Н. Ю. Чумаков прав, но показал только часть надписей. Как видно, их гораздо больше,  и даже больше того, что выявил я.

«Но вот, что следует из второй надписи с этого камня» (рис. 14).

Рис. 14 Мое чтение надписей на восьмом образце

«Эта надпись поменяла порядок слов того же содержания - ЯРА ХРАМ и написана она в столбик. Но и это еще не все - обе надписи написаны крест-накрест, как уже было ранее, только теперь горизонтальная надпись проходит через два слова вертикальной надписи.  Еще теперь горизонтальное слово ХРАМ имеет общую руну Р с вертикальным словом ЯРА и общую руну А с вертикальным же словом ХРАМ. Если я читаю верно, то изобретательности тех, кто писал можно только удивляться, такое разнообразие в построении надписей. Конечно, все может быть ошибочным».

Полагаю, что надпись ЯРА ХРАМ на рис. 14 была выявлена Н.Ю. Чумаковым правильно. Вместе с тем, меня удивило, что на квадрате справа вверху, где показан участок стены, усиленный по контрасту, слева вверху, на фрагменте, обведенном рамочкой, я читаю две надписи: МАСКИ ЯРА и МАЯКИ ЯРА. Кроме того, можно выделить женский лик анфас с небольшим поворотом вправо, справа и внизу под которым можно прочитать подпись МАРА. Так что и здесь имеются другие надписи, кроме выделенных автором.

Рис. 15.  Колонна слева от входа первая

«Но вот, из исследования 2008 года осталась одна колонна (рис. 15). Я так же как и везде до того выделил из ее снимка образец и исследовал его (рис. 16). Надпись на колонне меня порадовала, так как она выглядит хоть и коряво, но достаточно явно, что дает надежду, что я все же читаю, а не придумываю. Надпись та же - ХРАМ ЯРА. Более того, прямо сейчас, при написании этой статьи я вижу повторение надпись ЯРА, которое идет сразу же за первым словом, если я не ошибаюсь. Настройка зрения при постоянной возне со снимками и картинками происходит, так как постоянно всматриваюсь, а до этого вчера изучал еще другие надписи. Если кто хочет заняться микроэпиграфикой - просто не поленитесь и начнет получаться, особенно то, что не сильно запрятано. Выглядит же прочитанная в 2008 году надпись на колонне хоть и достаточно явно, но так, как будто там все естественно, природно».

На мой взгляд, опять, хотя такое чтение соответствует действительности, однако выявленные буквы расположены не совсем там. На рис. 16 справа внизу я демонстрирую своё чтение надписей: на фрагменте справа вверху я читаю словаХРАМ ЯРА. Чуть ниже и левее можно прочитать слова ХРАМ МАРЫ. Еще ниже в продолговатой рамке я читаю примерно то же: МАРЫ ЯРА ХРАМ. Однако это - не совсем надпись ХРАМ ЯРА.

Далее я перехожу к чтению надписей на том же изображении, но обращенном в цвете. Здесь я выделяю три фрагмента примерно на одном уровне, внутри которых я читаю слова ХРАМА ЯРА МАСКИ. А внутри нижнего фрагмента я читаю слова ХРАМ МАРЫ ЯРА. Отмечу, что о храме Мары у Н.Ю.Чумакова нет ни слова.

Рис. 16 Мое чтение надписей на восьмом образце


Читать далее...>>>