Тысячу лет назад новгородские славяне назывались
СЛОВЕНЕ. Сейчас сходным словом называются словенцы из Словении и таково
самоназвание словаков из Словакии. Здесь можно думать, что данное слово
произошло от слова СЛОВО, и что так называли только говорящих на
славянских языках, тогда как не говорящих, «немующих», называли НЕМЦЫ.
Однако и это, второе положение есть лишь «народная этимология».
Редко
кто из исследователей доходил до третьего названия, СКЛАВИНЫ. То есть
доходили как раз немецкие исследователи, которые выводили это слово из
существительного SCLAVI, то есть «рабы». Славянские же ученые с порога
отвергали подобные неприятные предположения и предпочитали не
исследовать это наиболее древнее из засвидетельствованных слов. С
позиций моих нынешних знаний подобная связь не лишена оснований, только
причина и следствие здесь поменялись местами. А именно: не слово
СКЛАВИНЫ произошло от слова SCLAVI, а как раз наоборот. Здесь мы имеем
косвенное подтверждение того, что славяне как раз и были коренным
населением Евразии, так что взятый в плен СКЛАВИН становился рабом. Так
что здесь нет никакой народной этимологии, а налицо прямая связь. Такова
наибольшая глубина исследования, которая была достигнута до меня. Я же
стартовал с этого третьего уровня, и обнаружил, что чуткие на фонетику
греки иногда писали слово СКЛАВИНЫ именно так, а иногда через ТХ (ТЕТУ) – СТХЛАВИНЫ. Иными словами, они словно бы слышали какой-то призвук у согласного К, который они передавали через звук с придыханием, ТХ (они бы охотнее передали его через КХ,
однако такой буквы в их алфавите не было). А поскольку русский язык
придыханиями не отличается, я предположил, что этим едва уловимым звуком
был именно тот, которым отличается русский язык – редуцированный звук
Ъ. И перешел к четвертой стадии существования данного слова, которую уже
надо писать со звездочкой (как предполагаемое, а не вычитанное из
каких-то текстов) – *СКЪЛАВИНЫ. В этом заключалась моя основная
гипотеза. Впрочем, если на третьей ступени употреблялось более короткое
слово СКЛАВЫ, то на четвертой ему могло соответствовать слово *СКЪЛАВЫ.
Правда, любой читатель скажет, что введение Ъ ничего не дает, ибо смысл
это совершенно не проясняет. Согласен, что тут это именно так. Но
из процесса падения редуцированных, происходившего в русском языке в
Средние века, мы знаем, что редуцированный звук Ъ появился на месте
звука полного образования О (иногда А), так что следующее, пятое
состояние слова – это *СКОЛАВЫ или *СКОЛОВЫ. Я допустил, что падение
редуцированных – более или менее постоянный процесс, идущий в каждом
тысячелетии, то есть, что он мог идти и в античности. Казалось бы, я
зашел в совершеннейшие дебри, откуда невозможно выбраться. Однако
неожиданную поддержку мне оказала статья Б.А. Рыбакова «Новое прочтение
Геродота» («Природа», 1977), из которой следовало, что примерно в
четвертом веке до н.э. существовало славянское племя с название
СКОЛОТЫ. Отличие от моего гипотетического слова *СКОЛОВЫ состояло всего в
одну букву. Эта буква легко заменялась, поскольку притяжательному
суффиксу славян –ОВ соответствовал притяжательный суффикс греков –ОТ
(например, киприОТЫ, патриОТЫ и т.д.). Тем самым слово *СКОЛОВЫ греки
понимали, как СКОЛОТЫ. Таков пятый уровень. А шестой уровень
вычислялся уже без особого труда: достаточно было предположить, что в
самом начале исчез, став редуцированным, звук С в первом слоге. Отсюда я
предположил начальное слово *СОКОЛОВЫ. Следовательно, исходным словом
был СОКОЛ, а слова СКЛАВЫ, СЛОВО и СЛАВА оказались в родстве с ним много
позже, по мере фонетического развития слова *СОКОЛОВЫ. Поддержку
я получил из обращения к князю, которого всегда называли «СОКОЛ ты мой
ясный» и никогда никаким иным словом. Именно тогда я понял, что
славянским тотемом был именно сокол, а не орел или лев. Конечно, в
статье [1] я исследовал и ряд других проблем, связанных, например, не с
этнонимами, а с антропонимами, а также этимологию слов СЕРБЫ и ХОРВАТЫ,
но это уже не относится к проблеме настоящей статьи. Мне важно лишь то,
что я понял, кем являлся славянский тотем, и что если мне попадется
камень или скульптура с изображением сокола, надо будет попытаться
прочитать соответствующие надписи.
Камни из Йованицы
Профессор Радивое Пешич с сотрудником по изучению славянской
цивилизации Прохором Пчиньским (Белград-Нови Сад) в 1991-1992 годах
начал изучение ряда находок верхнего и среднего палеолита в местечке
Йованица под Горней Милановицей в Сербии. В первой фазе исследования в
результате рекогносцировки было подтверждено существование становища.
Так, древность существования места Лютовница из комплекса Йованицы была
оценена в 160 000 лет. На этом месте было найдено несколько камней,
изображения двух из которых, а именно камней № 19 и № 26, были приведены
в книге сербского археолога Софии Давидович-Живанович [2, с. 85 и с.
86]. При этом отмечается, что наибольший расцвет это становище пережило в
период около 30 тысяч лет от наших дней, тогда как некоторый рисунки
имеют вид таких, который наносились на некоторый мезолитические предметы
древностью моложе 10 тысяч лет. Отсюда следует, что оценка возраста
анализируемых камней должна быть произведена каким-то независимым
способом. Первые находки в Йованице под Горней Милановицей в
Сербии были сделаны Радойко Миловановичем, пенсионером. Археологи
проявили к ним интерес. Благодаря знакомству с инженером Срболюбом
Сарачевичем, Милованович вступил в связь с профессором Радивое Пешичем.
Увидев характерные гравировки на камне, профессор Пешич принял участие в
исследовании этих археологических находок периода палеолита на месте в
1991-1992 годах и открыл массу артефактов, которые типологически и
хронологически соответствовали ашелльскому периоду раннего палеолита.
Было открыто и становище жителей Йованицы этого периода с обожженными
стенами. Похожее палеолитическое становище было найдено в Виндии под
Вараждиной и датировано периодом 180 тысяч лет от нашего времени. В
Йованице были найдены также четыре типа лунного календаря. Камень № 19.
Этот камень, напоминающий птицу (на мой первый взгляд, пингвина, но по
мнению Пешича орла) имеет в длину 18 см, в высоту 7 см и в ширину 4,5
см. (Там же, с. 85). По мнению проводившего прорись сотрудника Пешича
Любомира Клякича надписи на "обрядовой птице” были нанесены как в виде
прорезания и оббивки, так и с помощью неизвестного красителя.
Отмечается, что знаки и различные рисунки нанесены черной и красной
краской особенно на вершинах камня. Правда, Клякич не называет знаки и
рисунки надписями, а лишь "знаками, символами и геометрическими
рисунками”. Приводится шесть прорисей, соответствующих виду камня со
всех шести сторон. Исследователь относит время создания артефакта к
ашелльской эпохе 700-160 тысяч лет от нас, хотя наиболее
предпочтительной считает дату в 160 тысяч лет, то есть эпоху мустье. К
сожалению, более детальная информация содержится только в его личном
архиве с датировкой "четверг-воскресенье 17-20 сентября 1992 года”, так
что кроме как у него лично с материалами археологического исследования
ознакомиться нельзя. Поэтому данными по результатам его исследования мы
будем пользоваться весьма осторожно. Рис. 1.Общий вид камня и мое чтение некоторых надписей Лицевая сторона камня.
Прежде всего, при взгляде на камень мы замечаем восходящие вверх
строки, однако они идут очень круто, примерно под 45°. Далее удивляет
то, что в центре камня имеются абсолютно прямые линии, пересекающиеся
под 90°. Кроме того, некоторые буквы так же вычерчены как по линейке. В
предыдущей надписи такого не было. Весьма выразительно выгравирован клюв
и глаз птицы. Таким образом, речь идет о твердом материале, на котором
каким-то резцом (видимо, из очень твердого камня) выгравированы прямые и
кривые линии; это требует специальных устройств, например, линеек,
угольников, лекал. То есть, прогресс в технике гравировки налицо. Теперь попробуем прочитать надписи. В правом нижнем углу находится весьма своеобразная надпись, образующая слово РУНИКА
без пробелов. Буквы здесь почти одного размера, чего мы не наблюдали ни
на одном из рассмотренных примеров. Само слово РУНИКА я рассматриваю
как слово-предшественник по отношению к слову РУНИЦА. Однако с несколько
меньшей вероятностью это слово можно прочитать и как само слово РУНИЦА.
Тем самым мы встретили еще одно упоминание этого слова в тексте. Вместе
с тем, нам не совсем ясен объем данного понятия: включает ли оно в себя
только слоговую письменность славян, или заодно и буквенную. Кроме
того, лигатуру без пробелов мы на этом камне больше не видим (по крайней
мере, при беглом осмотре) — напротив, стиль письма здесь иной, буквы
находятся друг от друга на большом расстоянии и часто соединены
специальными линиями. Такой стиль начертания нам прежде тоже не
встречался. Все это заставляет предполагать, что слово РУНИКА было
написано позже основного текста, хотя трудно сказать, когда именно. Далее обратим внимание на круг с темным пятном почти в центре камня. Вокруг него можно прочитать слова ЗНАКИ СЕ ПОНЬАТНИ. Тоже весьма странное написание последнего слова; по-русски следовало бы написать СЕ ЗНАКИ ПОНЯТНЫ, то есть ЭТИ ЗНАКИ ПОНЯТНЫ.
Сочетание НЬА вместо НЯ характерно для современного сербохорватского
языка, где к тому же Н и Ь слиты в лигатуру; для сербов характерно и
окончание И вместо Ы. Не исключено, что слово ПОНЬАТНИ, как и слово
РУНИКА, могли быть вписаны в текст камня уже в Новое время. В таком
случае, текст камня оказывается разновременным. На продолжении той же
строки написаны слова СЕ ПТИТСА-ЛЬВИЦА, то есть ЭТО ПТИЦА-ЛЬВИЦА.
Написание ПТИТСА вместо ПТИЦА было характерно для средних веков, где на
одной из ювелирных наковаленок на Руси было начертано руницей слово
КРИТСА в смысле КРИЦА. Что такое ПТИЦА-ЛЬВИЦА, пока неясно. Возможно, так было отмечено особое, царское положение этой птицы. Вернемся
к основному положению камня. Наиболее крупные знаки в центре, как я
полагаю, глядя на знак в виде цифры 5, следует развернуть на 90° вправо.
Тогда в данном знаке можно опознать уже знакомую лигатуру БОГЪ, а чуть ниже — слово ВЫСЪТЫ, то есть ВЫСОТЫ.
Итак, птица-львица есть бог высоты. Может быть, это действительно орел,
как птичий аналог царя зверей льва? Полагаю, что продолжение чтения
поможет разобраться и в этой проблеме. В области между знаками СЪ и ТЫ
при обращении в цвете можно прочитать слово ПОКАРАЕТ, а буквы вокруг крестовины ТЫ образуют слово НАС
(С написано двойным контуром). Спустившись от буквы В на вершине камня
почти до середины, мы видим большую букву Н; читая от нее в столбец
вниз, получаем два слова, НЕПРИЯТНА ОНА. Таким образом, птица-львица сродни Перуну, она карает и потому неприятна. В нормальном положении камня верхняя перекладина цифры 5 указывает на весьма жирные буквы слова МАСТЕРСКАЯ. Гораздо правее в столбик написано слово РОДА.
Тем самым, данная птица никоим образом не принадлежит к пантеону богов,
иначе она была бы изготовлена в мастерской храма Макоши. Вероятно,
данная птица являлась каким-то рабочим инструментом, о назначении
которого, возможно, удастся узнать из пояснений на самой каменной птице.
Отсутствует слово ХРАМА, однако я подозреваю, что оно написано в очень
плотной лигатуре над столбцом слова РОДА. Но возможно и иное решение,
что речь идет о РУНАХ РОДА, так что пока продолжим чтение. Справа от
слова РОДА имеется еще одно слово, которое плохо выделяется; я полагаю,
что это слово — БРАТЬЕВ. Наконец, левее слова РОДА можно прочитать другое слово — СОКОЛОВЯН, что, как я понимаю, означает древнее написание слова СЛАВЯН.
Из этого можно сделать вывод о том, что славяне когда-то действительно
производили название своего этноса от СОКОЛА, и считали себя братьями;
однако из такого начертания следует так же, что если вначале мастерские
храма Рода были общеевропейскими, то в эпоху начертания данных
геометрических приписок храмы Рода стали делиться по этническому
признаку, и храмы Рода соколовян отличались от таких же храмов Рода
других этносов. Позже и само имя Рода было заменено на имя
мифологических героев данного этноса, а еще позже вместо мастерских
храмов Рода у славян появились частные мастерские ремесленников. Так что
данная надпись весьма информативна. Есть возможность прочитать наиболее крупные надписи и несколько иначе, как я это делал в 2001 году [2, с. 12, рис. 10], рис. 2. Если
выделить только крупные знаки, они дадут довольно сложный рисунок, рис.
2-2. Его можно разложить на части и прочитать. Я читаю: ВОЛЕВА РУСЬ, рис. 2-3А, что означает СВОБОДНАЯ РУСЬ.
Знаки ВО и ВА различны (ВО в виде кружка, ВА — как V), знак СЬ
зеркален. Правая часть данной лигатуры может быть прочитана как МАТЕРЪНЬСЬКА, то есть, РОДИНА, или, ОТЧИЗНА, рис. 2-3Б. Отдельная стоящая справа лигатура может быть прочитана как: НО МАЛА, рис. 2-3В, то есть, НО МАЛАЯ.
Еще одна надпись видна внутри слога РУ, рис. 2-4; она повторяет слово
РУСЬ с СЬ зеркальным, рис. 2-5. Тем самым, камень воспроизводит знакомую
по многим более поздним текстам надпись СВОБОДНАЯ РУСЬ в смысле СВОБОДНАЯ ЕВРАЗИЯ. Иными словами, пока еще не занятая титульным этносом. Рис. 2. Мое чтение наиболее крупных надписей на камне Хотя
надпись РУСЬ я в настоящее время считаю возможной, слово МАТЕРИНСКАЯ
мне уже кажется выделенным несколько натянуто, поэтому я хотя и даю
чтение 2001 года, но отношусь к нему уже несколько настороженно. Рис. 3. Мое чтение мелких надписей на том же камне Можно
еще раз исследовать и более мелкие надписи, которые разбросаны по всей
поверхности камня. Прежде всего, я рассматриваю участок, на котором
расположен как бы второй «глаз» птицы, рис. 3-1. На нем я начинаю с
нижней части, рис. 3-1А. Там я читаю: СЕ РУСЬ ДЕВА, то есть ЭТО ОБЛАСТЬ ЕВРАЗИИ «ДЕВА»,
рис. 3-2А. Возможно, что это так называемая "Живина Русь”, центр
который приходился на Балканы. А очень мелким шрифтом добавлено: СЬКАЛОВАНЪ, то есть, СКЛОВЯН, рис. 3-2А. Склавянами прежде назывались славяне, но такой формы как СЬКАЛОВАНЕ
зафиксировано не было, хотя она лежит в русле установленных мной
названий славянских племен [1]. Это слово появляется на камне во второй
раз. Таким образом, форма СЬКАЛОВАН лежит между предположенными мною
формами *СОКОЛОВ и *СКОЛОВ. Надпись 2Б напоминает спину мамонта и действительно читается: МАМОНЪТА, тогда как над ней в виде выворотки имеется слово из двух знаков, которое, скорее всего, читается как ГОНЪ, но может быть прочтено и ГОНИ, рис. 3-2Б. Тем самым, констатируется ГОН МАМОНТА,
то есть его состояние готовности иметь потомство. Если проанализировать
то сочетание линий, которое находится под изображением спины, а лишнее
отсечь, получится как раз изображение мамонта, рис. 3-3. Почти внизу
справа, рис. 3-4, можно прочитать: ЛЕЛЕВО ТЕЛО, то есть, ТЕЛО БОГИНИ ЛЕЛИ.
Правда, усмотреть в изгибах линий нечто похожее на женское тело мне в
данном месте не удалось. Не исключено, однако, что мамонт стал
пониматься во время создания надписей на камне как зооморфный лиу Лели. Достаточно
интересны надписи вокруг изображения птицы, рис. 3-7. Наверху есть
изображение двух знаков, рис. 3-5, которые читаются: ВЕДИ, рис. 3-6. Композиция чуть ниже может быть прочитана как: ЖЕНЪ КО, а группа знаков слева внизу — как ГАМЪБАЮНЪ и ТУТЪ МОЛИСЬ, рис. 3-8. Под ними можно прочитать: НАНЪВО ЗЕЛО. Все это означает: ВЕДИ ЖЕНЩИН К ГАМАЮНУ и ТУТ ЗАНОВО ОЧЕНЬ ИСТОВО МОЛИСЬ.
Надпись с упоминанием птицы Гамаюн в столь глубокой древности мне
встретилась впервые. На самом верху камня имеется фрагмент, рис. 3-9,
где можно прочитать СЕВЕРЪНОЙ ДУБЪРОВЪНЫ, то есть, СЕВЕРНОЙ ДУБРАВЫ,
рис. 3-10. Дубрава — это место почитания славянских богов, а указание
на именно северную дубраву практически однозначно указывает на рощу
Макоши. Слева от этого текста расположена трудно читаемая надпись, рис.
3-11, которая гласит: ЗЕЛО СЬКЪЛОНЪ ЗАЛОМАВЪ, то есть, ОЧЕНЬ ПОЛОМАВ СКЛОН,
рис. 3-12. Вероятно, речь идет о мамонте, который что-то делал, но,
поднимаясь к СЕВЕРНОЙ ДУБРАВЕ, ОЧЕНЬ ПОЛОМАЛ СКЛОН. Тут можно
подозревть, что где-то близко находится слог ВА, который меняет слово
СЪКЪЛОНЪ на СЪКЪЛОВАНЪ, и тогда фраза меняется по смыслу, ибо мамонт
теперь заламывает не склон, а славян. Можно подумать, что два зооморфных
образа — это два храма, и женщин, живущих обособленно от мужчин,
следует вести в храм, где вещает Гамаюн, а мужчин (славян) — в храм
любви, куда их проводит Леля в образе мамонта. Описание того, что
делал мамонт, вероятно, находится еще левее, в темной зоне изображения
данного камня. Однако, продолжением описания является группа знаков,
очень напоминающая строку из букв; я же ее принимаю за столбец из
слоговых знаков и читаю: ШЬКУРА У МАМОНЪТА НЪШИТА, рис. 3-13, что означает: ШКУРА У МАМОНТА НАШИТА.
Это можно понимать так, что хотя у мамонта тело Лели, но вообще-то он
являлся образом Макоши и, следовательно, в данном случае на тело Лели
нашита шкура Макоши.Наконец, последняя различимая композиция, рис. 3-14,
может быть прочитана как: НЪ БЫСЬТЪРО РУШИЦЬ, то есть, НО БЫСТРО РУШИТСЯ.
Тем самым, образ Макоши быстро разрушается; иносказательно это
означает, что все проблемы жизни и смерти, исцеления и выздоровления
отходят на второй план, а остается только одна забота — предаться
страстной любви, богиней которой и выступает Леля. Нижняя часть камня.
Тут можно прочитать отдельные места, обозначенные цифрами, рис. 4-1.
Так, на левой кромке (с поворотом на 90° вправо) можно прочитать текст БОЙСЯ БОГА ЧАЩЕ,
рис. 4-2. Совет хороший, вполне подходящий к любой религии. Знак БО
начертан вывороткой, являясь, тем самым, знаком начала текста (красной
строкой). Выше и слева, в нормальном расположении, можно прочитать
текст: ЖИВЕ, БОГИНЕ, ВЕЧНЪ МОЛИСЬ, ПОНЕСЬШИ, что можно понять как: ЖИВЕ, БОГИНЕ, ВЕЧНО МОЛИСЬ, ЗАБЕРЕМЕНЕВ,
рис. 4-3. Тем самым, Жива была не только богиней весны и жизни, но и
богиней женского плодородия. Однако, употребление формы ЖИВА вместо ДЕВА
отражает более поздний этап, так что можно предположить, что данная
молельная пластина относится не к палеолиту, а к неолиту. Возможно, об
этом же говорит и форма МОЛИСЬ вместо МОЛИ. Далее, можно выделить
участок справа, рис. 108-4, на котором читается: МОЛИ БОГА ВЪ НАДЕЖЕ, то есть МОЛИ БОГА В НАДЕЖДЕ. И эта формула универсальна, одинаково подходит ко всем религиям. Рис. 4. Нижняя часть камня и мое чтение надписей Перед
словом МОЛИ можно прочитать находящийся левее столбец из двух знаков
как БОГИ, но если эту картинку перевернуть вверх ногами, можно увидеть
изображение мамонта и левее — контур хобота второго мамонта, рис. 4-4
внизу. То есть богами были мамонты. А перевернутое на 180° изображение
животного обычно было признаком оберега. Внизу справа, на небольшом
светлом пятнышке, рядом с изображением солнца, можно видеть несколько
знаков, которые читаются БЕЧАТА, то есть ПЕЧАТЬ, рис. 4-5.
Печати на камнях выбивались для удостоверения подлинности текста, так
что данные надписи представляли собой канонизированные выражения, а не
плод творчества отдельной личности. Наконец, на треугольном участке
можно видеть маленькое изображение оленя, слитое с изображением морды
лося (повернутой в противоположную сторону, вправо), а под ними —
надпись СЕ, то есть ВОТ, рис. 4-6. Изображение Солнца вместо Луны и
очень мелкие, без подробностей изображения оленя, лося и мамонта —
признаки неолита. Возможно, что рассмотренные надписи образуют ряд
изображений животных, повернутые на 180°. Верхняя часть камня. Здесь рассмотрение целесообразно начать слева, с верхней части, где я читаю в обращенном цвете слова Я ДЕВА, НО Я ТИП МАКЪШИ.
В этом нет ничего удивительного, поскольку Дева является выражением
некоторых свойств Макоши, по сути дела, одним из ее более поздних
воплощений. Снизу на строке читаются слова МАСТЕРСКАЯ МАКОШИ. Правее наверху, без обращения в цвете, можно прочитать слова Я МАКЪШЬ, а еще правее — Я ПТИЦА РОДА.
Соотношение, честно говоря, запутанное. Макошь, воплотившаяся в
Деву-Живу, одновременно является и птицей Рода, однако в каком качестве,
еще предстоит выяснить. Надпись еще правее образует столбец, который можно прочитать как ТОК МАКОШИ или ТОК У МАКОШИ.
Слово ТОК можно понять двояко: или как клекот птицы (например, у
глухаря, ТОКОВАНИЕ), или как место для обмолота хлеба, куда,
естественно, слетается множество птиц. Я выбирую второе, понимая
нахождение данной птицы на току у Макоши. Очевидно, птицу изготовили в
мастерской Макоши, как любые изделия культа Макоши или ее воплощения
Живы. Правая оконечность камня наверху дает то же имя, МАКОШИ, тогда как слева и снизу к столбце подходит восходящая строка с очень важными словами Я ПТИЦА СОКОЛ МАКОШИ.
Таким образом, помимо слов СОКОЛОВЯНЕ мы здесь впервые читаем название
вид птицы: это СОКОЛ, в котором можно, по крайней мере на первый взгляд,
усмотреть тотем славян. Следовательно, если СОКОЛ — птица одновременно и
Макоши, и Рода, то и славяне являются потомками и Макоши, и Рода в
качестве СОКОЛОВЯН. Так что перед нами — славянский прародитель,
славянский тотем, птица, давшее название всем славянам. Рис. 5. Верхняя часть камня и мое чтение надписей Оконечность В камня в обращенном цвете и повернутая на 90° вправо дает слова ХРАМА РОДА.
Пока не совсем ясно, какое отношение сокол как птица Макоши имет к
храму Рода. Правая часть камня внизу без поворота, но в обращенном цвете
дает какую-то неясную надпись МИЛИТКОВО. Возможно, что первая буква М входит в слово ХРАМ, помещенное левее, а правее, если учесть буквы, идущие вверх, можно прочитать слово СОКОЛА. А остальные буквы читаются как И МАТЕРИ. Таким образом, вмето слова МИЛИТКОВО тут следует читать слова ХРАМ СОКОЛА И МАТЕРИ. Далее читается слово ЖИВА, и, наконец, довольно странные для такого камня слова ВО ВИЗАНТИИ И ДАЛМАЦИИ. Таким образом, местом постоянного хранения в наиболе позднее время стал ХРАМ СОКОЛА И МАТЕРИ-ЖИВЫ В ВИЗАНТИИ И ДАЛМАЦИИ.
Два последних слова начертаны очень плохо и читаются с трудом, что, на
мой взгляд, свидетельстует о молодости последней надписи. И это
естественно, поскольку географические понятия Византии и Далмации
появляются в средние века. То же самое место без обращения в цвете дает надписи ЖИВИНЫ РУНА ТЕБЕ, ТЕБЕ, а слева на камне почти внизу можно прочитать слова У МАКАЖИ и МАКАЖИ. Слева в самом низу камня можно прочитать надпись МАСТЕРСКАЯ ХРАМА ДЕВЫ,
выполненную весьма округлыми, как бы курсивными знаками. Получается,
что в последний период своего существования камень принадлежал храму
Девы (Живы) страны Византии в провинции Далмации, и в мастерской храма
Девы были нанесены соответствующие надписи. Оборотная сторона камня.
Оборотная сторона противоположна лицевой. Здесь изображена та же птица,
но без деталей головой вправо. Строки здесь косые, нисходящие, но под
меньшим углом, чем на лицевой стороне. Практически все надписи тут даны в
оращенном цвете, то есть светлыми буквами на темном фоне. Сначала я
рассматриваю участок слева внизу, и нахожу тут очень плохо выполненные
слова ЖИВА и МАКОШЬ. Чуть правее и выше дважды написано слово МАКОШЬ, причем даже скорее МАКОЖЬ. Слева вверху читаются слова СЕТИ МАКОШИ. Рис. 6. Оборотная сторона камня и мое чтение надписей Еще правее можно прочитать слова ТАКОЙ ХАМНЯ ХРАМ, то есть ТАКОЙ ХРАМ КАМНЯ.
Следовательно, данный камень в самое последнее время его существования
находился в специальном храме камня. Основное место в центре камня (или
чуть правее) наверху при обращении в цвете дает замечательные слова: МАСТЕРОВ МАКСИМА, КЛИМКИ, ТИМКА ХРАМА МАКОШИ.
Таким образом, когда камень был создан в мастерской храма Макоши, то
мастерами, работавшими над ним, были Максим (видимо, жрец), и юные Клим и
Тимофей, чьи имена даны, однако, в уменьшительных формах Климки и
Тимка. А сама мастерская, в которой создавались подобные шедевры,
метафорически названа ХРАМОМ КАМНЯ. Примечательно, что выделение
мастеров как частных лиц начинается еще в рамках храмового производства,
а не после выделения мастерских из храмового хозяйства. Последняя надпись находится справа внизу; тут можно прочитать слова КУЮТ ИМ И ЛИКУ МАКАШИ, РОДА РУНА, РУНЫ.
Прежде всего, удивляет употребленный здесь глагол КУЮТ; в наши дни мы
применяем для характеристики данной деятельности глагол ВЫСЕКАЮТ, тогда,
как глагол КОВАТЬ мы употребляем для выражения ударов молота по
изделиям из стали для ее упрочения. Между тем, глагол употреблен
правильно, но в древнем понимании, когда по камню тоже били — но очень
маленьким, ювелирным молоточком. Так что письменные знаки или РУНЫ
именно КОВАЛИ, а не высекали. Далее, из данной надписи, возможно,
следует, что изображенный на камне сокол — это объединенный лик как
Макоши, так и Рода. Вероятно, именно поэтому на камне постоянно
упоминаются имена как Макоши, так и Рода. В-третьих, Макошь известна в
ее зооморфном облике медведицы. Ее птичий облик до знакомства с данным
камнем был неизвестен. Но, скорее всего, этого облика у нее и нет (сокол
является зооморфным обликом Яра), а данный камень, как обычно, является
продуктом коллективной деятельности мастерской храма Макоши (тело
птицы) и мастерской храма Рода (надписи «рунами Рода»). Продолжение ЗДЕСЬ.
|