О.Ф. Ольховский о себе. Вот что он написал в письме ко мне: «Меня
зовут Ольховский Олег Фёдорович. Я - старший офицер запаса. Академия
Жуковского, но позже, для себя, историческое образование. Последние лет
восемь достаточно глубоко интересуюсь русами. Две Ваших книги, В. Дёмин,
Ю. Петухов, А. Асов, протоиерей Стефан Ляшевский, Галкина («Русский
каганат»), В. Щербаков. Древние - Геродот, Страбон, Плиний, Гесиод,
Светоний. Конечно, Ломоносов. Остромирово евангелие, Радзивиллова
летопись, Поляков, Нечволодов, Карамзин, Соловьев, Ключевский, и т.д., и
т.п.
Кавказ для меня - уже не столько загадка, сколько поле
деятельности. Дольмены, ритуальные места, плиты с надписями и рисунками,
«энергетические» колодцы и кресты, развалины домов и проч. Сооружения
Кяфара, Аланские храмы, менгиры русов и храмы самого Архыза. Ритуальный
город Кияр (в армянской передаче - Куар) на горе Тузлук в северном
Приэльбрусье и прочее. Пояса, кокошники, ритуальные топоры и прочие
находки древнерусских курганов (археологи боятся назвать, чьи на них
«свастики» - всё это говорит о древней Боговой Руси - Русколани (от Оки
по Волго-Каспию - горам Кавказа - до Днепра), основанной
русами-бореалами и русами государства Вантит (ассирийское Урарту).
Это - мой интерес. Вы дали новый и мощный толчок. Я краевед и
экскурсовод, то есть, популяризатор. Готов отправить Вам на экспертизу
(оценку) всё, чем располагаю и что найду».
О менгирах. Напомню, что по первым материалам мною
написана статья «Маяк храма Марии», размещенная на моем сайте. Там
впервые встретились слова МАРЯК и МАЯК в весьма специфическом смысле.
О.Ф. Ольховский добавляет: «в Архызе есть и менгиры русов (воина, по
символике князя Бокса, открытого академиком Гольденштедтом, бога Яра с
фаллическим лицом и т.д.». В другом письме он пишет: «Жду
результатов дешифровки менгира из Архыза. Мне интересны не только
надписи, но и знаки, которых там несколько. Солярные - круг с крестом -
понятны. Но вот верхний... Я не пробовал вырисовывать его и посылаю Вам,
чтобы не давать подсказку (особенно неверную). История освоения Архыза
очень интересна и этот менгир - один из многих, которые здесь были.
Что-то вывезли, что-то пропало. Я думаю, что пишу это не без пользы.
Ведь Вас интересует не только прочтение и обнаружение надписей? В моем
понимании: эпиграфика, топонимика, археология, история и т.д., помогая
друг другу, работают ради поиска истины. Значит, история древних русов
на Кавказе и, в частности, в Архызе, интересует и Вас».
Разумеется, меня эта история весьма интересует. Именно поэтому я берусь дешифровать и атрибутировать многие изображения.
Солярный знак. Честно говоря, на вершине менгира я
не заметил какой-то особый солярный знак, хотя, разумеется, там имеется
некий круглый диск, рис. 1.
Рис. 1. Мое чтение надписи на круглом диске на вершине менгира
На мой взгляд, на рис. 1 изображен некий логотип, подписанный как ХРАМ ЯРА, в его центре находится изображение маски Яра.
О горе Бештау. «Посылаю Вам три фото горы Бештау. На одном, где стою я, видна верхушка «Храма
Солнца», как пишут в отчете экспедиции «Общества истории древности и
природы» Ростова-на-Дону за 1914 год. В 1929 году археолог Н. Егоров и в
1951 году археолог-историк П. Акритас видели храм, но нового добавить
не сумели. Храм 3-3,5 метра в высоту напоминает бронеколпак. Глыба
внутри явно выдолблена человеком и точно опирается на лавовые выступы.
Структура глыбы иная, чем камней вокруг», рис. 2.
Рис. 2. Общий вид храма Солнца
На обороте самой фотографии написано: «20.10.04. У храма солнцепоклонников на Бештау (полагаю, что это - храм русов, храм Макоши».
Проверить данное предположение можно, увеличив рисунок, рис. 3. К
большому сожалению, надписей, содержащей слово МАКОШЬ я там не нашел.
Более того, судя по яркости многих надписей, они были сделаны несколько
лет назад, и, тем самым, относятся к надписям нашего века.
Между тем, среди малоконтрастных древних надписей, которых на данной
поверхности находится огромное количество, я выбрал только одну, на
которой можно уверенно прочитать слова ХРАМ РОДА. У
меня возникает впечатление, что где-то недалеко имеется подземный ход,
который позволяет войти внутрь этого участка скалы. Вместе с тем,
хотелось бы иметь более четкие и более крупные фотографии этого объекта с
тем, чтобы обследовать его более детально.
Храм Макоши. Слева от изображения Олега Федоровича
Ольховского находится изображение входа в небольшую пещеру, причем над
входом явно нависает морда медведя, выполненная из темного камня. Это
изображение я выношу на поля рисунка справа. Одновременно можно
прочитать надпись, начинающуюся на уровне глаз, а потом идущую слева
вдоль носа животного. Хотя уже по зооморфному облику ясно, что это -
храм Макоши, тем не менее, имеет смысл прочитать надпись. Она лишь
подтверждает сказанное: ХРАМ МАКОЖИ.
Рис. 3. Мое чтение надписи на якобы храме солнцепоклонников
Рис. 4. Общий вид храма Макоши
Интересно, что вход в пещеру выполнен в виде латинской буквы V. Этот
же знак в рунице читался, как силлабограф ВО, начало слова ВОЙДИ (таким
словом обозначался вход). По всей видимости, для входа, который так
гостеприимно приглашал посетителя, не нужно было обращаться к духам за
разрешением на вход.
Рис. 5. Скала с нарисованным ликом Макоши
На рис. 5 можно видеть левую часть скалы с нарисованным там
зооморфным ликом Макоши в профиль. В обращенном и прямом цвете надпись в
средней части этой скалы сверху вниз гласит: РОЗОВО ХРАМ МАЖЬ. БЕЖЕВО. А на груди нарисованного животного читается тоже слово БЕЖ.
Это несколько странно. Вообще-то Макошь изображалась как белая
медведица. Но здесь ее рекомендуется изображать не белой, и не бурой, а
почему-то бежевой.
Рис. 6. Мое чтение надписей на камнях справа
На камнях справа читаются слова СКЛЕП и МАСТЕРСКАЯ МАРЫ. Под СКЛЕПОМ понимается подземный пещерный заупокойный храм. Храм Макоши изнутри. На обороте второй фотографии О.Ф. Ольховский пишет: «Вход в храм Макоши на горе Бештау. Явно морда медведя». Совершенно с ним согласен, рис. 7.
Рис. 7. Общий вид панорамы гор из храма Макоши
Действительно, изнутри очень хорошо видна каменная голова медведицы.
На ее носу явно видны надписи; этот фрагмент фотографии в увеличении я
воспроизвожу на рис. 8. В прямом цвете на темном синем фоне черные
надписи видны не очень контрастно. Тем не менее, можно прочитать такие
надписи, как РУНА МАКОЖИ и ХРАМ МАКОЖИ.
Первая надпись удостоверяет, что на изображении медведицы действительно
имеются надписи руницей, вторая - что упомянутый О.Ф. Ольховским храм
действительно является храмом Макоши.
При обращении данного изображения в цвете можно обнаружить еще одну любопытную надпись: ДАР ЯРА МАКАЖИ.
В данном случае слово МАКАЖЬ стоит не в привычном родительном падеже, а
во впервые встреченном дательном. Возможно, что тут оба слова следует
понимать в широком смысле слова, как ДАР ЮГА - СЕВЕРУ, то есть, как ДАР КАВКАЗА РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ. Такого рода надписи мы еще не встречали.
Монументальная скульптура медведицы. Под храмом
Макоши находится монументальная скульптура медведицы, рис. 9. Возникает
впечатление, что белая медведица повернула голову вправо, чтобы
осмотреть свой правый бок и заднюю часть, откуда поднялась правая задняя
нога, чтобы почесать правую лопатку, и куда постоянно приходят
посетители и оставляют современные надписи. Из них видны такие: «РЕКА
РУДНОГО И МЕ..Т». Для более подробного чтения древних надписей
необходимо иметь большее увеличение фотографии, что достигается на рис.
10.
Чтение надписей на скульптуре медведицы. Сначала рассмотрим тыльную сторону скульптуры медведицы, рис. 10. Здесь в рамочках можно прочитать надписи ХРАМ РОДА (этот храм, очевидно, высекал само изображение, отчего оно получилось довольно схематичным, без криволинейных обводов) и ХРАМ МАКАЖИ
(дважды). Последняя надпись говорит о том, кто являлся собственником
данной скульптуры. Действительно, если скульптура представляет собой
зооморфный лик Макоши, то и ее обладателем выступает храм Макоши.
Рис.8. Надписи на носу медведицы и возле ее глаза
Теперь можно перейти к рассмотрению надписей на камне перед головой
медведицы и на голове и передней части туловища медведицы, рис. 11.
Камень перед головой расположен наклонно и на его плоской поверхности
надписи не видны. Зато их можно усмотреть внизу, на торцевой стороне.
Они гласят: МАРЯК ЯРА. Такое словосочетание нами
встречено впервые. Обычно камни МАРЯКИ или МАРЯКИ устанавливались перед
храмом Мары, откуда и получили свое название. В данном случае, однако,
роль столба перед храмом Яра такой мелкий камень играть не может. Но,
возможно, таким «столбом» является монументальная скульптура медведицы?
Не исключено, однако это предположение следует проверить.
Сначала рассмотрим фрагмент в черной рамочке. На нем можно прочитать надпись: МАРЯК ЯРА. Таким образом, действительно, в качестве маряка выступает не мелкий камень, а именно вся монументальная скульптура.
Для окончательной проверки прочитаем также надпись на голове данной скульптуры. Надпись гласит: МАКАЖИ, ЯРА. Таким образом, действительно, зооморфный лик МАКАЖИ являлся маряком ЯРА. Так что наше предположение выдержало проверку.
Обсуждение. При ближайшем рассмотрении якобы «храм
солнцепоклонников» оказался пещерным храмом русского ведизма
(язычества). Основным объектом здесь оказывается храм Яра, не
обнаруженный исследователем. Не исключено, что вход в него находится
либо под скульптурным монументом медведицы, либо где-то поблизости, но
ниже храма Макоши. Таким образом, перед нами находится полноценное
пещерное языческое святилище, но малых форм (по сравнению со святилищем в
болгарском горном селе Иваново или со словенским храмом в Альпах). В
это святилище входит храм Рода (в виде скального холма; не исключено,
что внутрь него ведет подземный ход), храм Макоши (пещеры со входом в
виде буквы V и свисающей сверху головой медведицы), храм Мары (напротив
храма Макоши в виде склепа; здесь же размещается и мастерская Мары) и
храма Яра ниже всех с маряком Яра в виде монументальной скульптуры
медведицы.
Рис. 9. Медведица под храмом Макоши
До сих пор малые формы пещерных храмов нам известны не были. Теперь
мы их получили. Вероятно, возраст таких храмов не старше неолита, когда
возникает культ Яра. Интересно отметить, что появление Яра как ипостаси
Рода и постройка в честь него самостоятельного храма не отменяет
присутствие храма Рода как также самостоятельного и наиболее крупного
сооружения.
Заметим, что если крупные пещерные храмы представляли собой более или
менее единый ансамбль пустот в горном массиве, то малый пещерный храм
состоит уже из отдельных скальных образований с отдельными входами в
каждое помещение. Это сближает их, например, с более поздними каменными
или кирпичными сооружениями, где монастырь также состоит из комплекса
отдельных зданий с отдельными входами. Так что малый горный храм
представляет собой некоторую промежуточную архитектурную
форму между выемками и пустотами (как в крупных пещерных храмах) и
постройками (как в период каменного и кирпичного строительства). А
монументальная скульптура медведицы в качестве маряка Яра, а также
медвежья голова, свисающая сверху при входе в храм Макоши, явно
обрабатывались снаружи, а не изнутри, как было принято в ходе выработки
пустот в пещерных храмах. Так что рассмотренный храмовый комплекс
предлагает большую пищу для размышлений в плане эволюции человеческой
архитектурной и строительной деятельности.
Рис. 10. Чтение надписей на тыльной стороне скульптуры медведицы
Заключение. Остается поблагодарить автора описаний и
снимков Олега Федоровича Ольховского за предоставление очень
интересного и важного материала по пещерным храмам. Теперь, после чтения
надписей, стало ясно, какое из скальных образований являлось храмом
какого бога. Вместе с тем, стало ясным и другое - практически все храмы
кроме храма Макоши не имеют явного входа и, скорее всего, не посещались
прохожими и туристами со времени их закрытия. Полагаю, что, как это
обычно бывает, эти входы не просто замаскированы, но и не сулят попавшим
в них людям ничего хорошего до тех пор, пока не будет получено
разрешение на их посещение со стороны духов, которые стерегут входы.
Впрочем, скорее всего внутри можно было бы обнаружить гравировки или
рисунки животных, возможно, и богов, с молитвенными подписями.
Внутренности пещер Франции в департаменте Дордонь вдоль реки Мозер дают
нам представление о том, что обычно изображалось внутри пещерных храмов.
Качетво таких изображений в неолите обычно было хуже, чем в палеолите.
Рис. 11. Мое чтение надписей на камне перед медведицей и на ней самой
С другой стороны, приведенные изображения показывают, как много может
сделать любитель русских древностей, патриот своей страны, если он
просто сфотографирует внешний вид наших древнейших храмов и даст хотя бы
краткое пояснение каждому изображаемому объекту. Так постепенно может
накопиться целая фотолетопись наших древнейших храмов.
ИСТОЧНИК
|